Что есть в доме пашковых. Дом Пашкова. Быль, легенды и мифы

Величественное здание, возвышающееся на Ваганьковском холме, на пересечении Моховой улицы и Знаменки, известно каждому москвичу. Это легендарный дом Пашкова, один из красивейших памятников архитектуры в столице и общепризнанный символ Москвы.

Считается, что с бельведера этого здания, которое было когда-то одним из самых высоких домов центра Москвы, герои романа Булгакова «Мастер и Маргарита» Воланд и Азазелло смотрели на город и прощались с ним, перед тем, как покинуть его навсегда.

Описание дома Пашкова

Особняк состоит из центрального здания и двух крыльев, которые были пристроены позже. Главный вход в него расположен со стороны Староваганьковского переулка, а парадный фасад выходит на Моховую и обращен к Бородинскому холму и Кремлю.

дом Пашкова построен так, что сразу привлекает к себе внимание. Это первое не церковное здание в Москве, из окон которого открывается прямой вид на Кремль, а также на Ивановскую и Соборную площади.

Здание с его портиками, нарядными украшениями, колоннами и устремленным ввысь бельведером, воспринимается как монументальная скульптура, водруженная на своеобразный пьедестал.

Есть точки, с которых дворец воспринимается особенно эффектно, например, с нечетной стороны улицы Волхонка, у самого ее начала. При взгляде на дом с этого угла, можно уловить гармоничную композицию, созданную высокими каменными столбами ограды, лестницей на крутом холме, и динамичным силуэтом центральных и боковых частей здания.

В 18 веке известный немецкий путешественник Рихтер назвал дом Пашкова волшебным замком. Это определение полностью соответствует облику старинной городской усадьбы. Сказочный особняк кажется легким и воздушным, будто пришедшим из мира грез.

История здания

дом Пашкова получил свое название в честь первого владельца, отставного офицера Петра Егоровича Пашкова. Именно по его заказу в 60-х годах 18 века был выстроен этот сказочный особняк. Большинство историков считает, что архитектором, построившим здание, был знаменитый зодчий В.И. Баженов. Однако документов, подтверждающих этот факт, не сохранилось.

Когда-то перед фасадом на склоне холма был разбит чудесный сад с каменными бассейнами и фонтаном. Здесь важно прохаживались диковинные птицы: павлины, китайские гуси, в клетках сидели разноцветные попугаи. Московский люд собирался перед чугунной решеткой, чтобы поглядеть на это чудо. В доме часто устраивались театральные представления, музыкальные вечера, зажигалась праздничная иллюминация.

После смерти первого владельца, его двоюродный брат, А.И. Пашков, вступивший в наследство, не устраивал таких торжеств, но расширял и украшал дом.

После пожара 1812 года дом реставрировали и перестраивали. А в 1861 году он был передан Румянцевскому музею. Сюда была перевезена библиотека и часть экспонатов.

В 1920-х годах Румянцевская библиотека была преобразована в знаменитую Ленинку (Библиотека СССР им. В.И. Ленина).

После строительства нового здания библиотеки в доме Пашкова был создан отдел редких рукописей. В 30-е годы дом опять был подвергнут реконструкции, в результате которой он лишился ограды. Кроме того, была сооружена монументальная лестница, ведущая к главному фасаду здания.

В 1986 году общественность Москвы была взбудоражена судьбой бесценной архитектурной реликвии. В связи со строительством станции метро «Боровицкая» возникла угроза самому существованию Пашкова дома. Его фундамент осел, и возникли трещины в перекрытиях.

В 1988 году здание было освобождено для проведения реставрационных работ в связи с аварийным состоянием.

Три года назад обновленный дом Пашкова вновь открылся. Теперь здесь находится три отдела Российской Государственной Библиотеки: отдел рукописей, нотно-музыкальный отдел, а также выставочный зал.

Легенды дома Пашкова

Здание, построенное в 18 веке, считающееся одним из символов Москвы, сменившее несколько владельцев и пережившее разнообразные исторические катаклизмы, просто обязано скрывать в себе множество загадок и тайн.

Одна из историй утверждает, что Ваганьковский холм, на котором стоит дом, содержит в себе множество подвалов и полуразрушенных ходов. Некоторые исследователи считают, что здесь может быть спрятана легендарная библиотека Ивана Грозного – уникальная коллекция книг, последним владельцем которой был Иоанн IV.

Ходят также и совсем невероятные слухи о том, что в доме Пашкова обитает настоящий «библиотечный» призрак, которого можно попросить о помощи в поисках редкой книги. Разумеется, доказать или опровергнуть эти легенды невозможно.

Удивительный дом Пашкова уже почти два века привлекает к себе и туристов, и москвичей. Уникальный особняк, который выдержал разнообразные изменения и не одну реставрацию, пережил многих правителей, возвышается на холме в самом центре Москвы как символ вечности и красоты, побеждающей время.

Многое, связанное с этим зданием, где сегодня располагаются научные отделы Российской государственной библиотеки, покрыто флером таинственности. Хотя бы тот факт, что во всех путеводителях автором этого великолепного особняка, построенного в 1784–1786 годах, указан архитектор Василий Баженов, а никаких документальных свидетельств этому нет. Не зря именно на крышу Пашкова дома отправил Булгаков своего Воланда.

Итог споров вокруг особняка в свое время так охарактеризовал И.Э. Грабарь: «Пашков дом – одна из тех замечательных удач, которые даются не сразу и не одному мастеру, а являются результатом комбинированных творческих усилий нескольких, иногда многих мастеров... Никто не знает единственного автора Пашкова дома! » Возможно, Василия Баженова могли пригласить строить особняк в ту пору, когда великий зодчий был в опале (из-за неудачи со строительством Царицынского дворца, который забраковала императрица Екатерина), и его участие не предавалось огласке.

Да и по поводу истории самого Ваганьковского холма есть различные сведения: и что он был святым местом древних славян, и что использовался для захоронений (во дворе дома Пашкова дома сотрудники Ленинской библиотеки порой наталкивались на чьи-то древние останки), в XV веке здесь был дворец Софьи Витовтовны, жены Василия I. Потом местом заинтересовался Иван Грозный, построив неподалеку Опричный дворец. Есть мнение, что под холмом существует целая цепь галерей, ведущих в подземную древнюю Москву, где, согласно преданиям, спрятана библиотека Ивана Грозного. В петровскую эпоху на Ваганьковском холме появляется один из дворцов князя Меншикова.

А в 1783 году московский генерал-губернатор Чернышов передал участок на Ваганьковском холме и стоявший там дом в вечное и потомственное владение Петру Пашкову. Последний – фигура прелюбопытнейшая, хоть и мало изученная. Петр Егорович Пашков служил в Семеновском полку и, дослужившись до капитан-поручика, вышел в отставку. Его отец, бывший денщик Петра I, отойдя в итоге дворцовых интриг от дел, уже при Екатерине I был выслан из Москвы и стал сначала воронежским вице-губернатором, потом астраханским губернатором, но реально губерниями не управлял. Хотя и сколотил большое состояние, которое и оставил своему сыну. Петр капитал многократно увеличил, став винным откупщиком. Его называли «первый российский водочный король». Вот этот «король» и возвел один из самых роскошных в Москве дворцов с парком, фонтанами, скульптурами и павлинами.

Правда, через какое-то время Петр Пашков запутался в долгах (вызванных махинациями вокруг поставок водки) и передал свой особняк вместе с долгами двоюродному брату Александру Ильичу Пашкову. Новый хозяин быстро поправил дела выгодной женитьбой на наследнице медных рудников и нескольких уральских заводов. По прихоти жены Александр Ильич построил рядом на Моховой новый «дом Пашкова» – усадьбу для балов и театральных представлений, которую ныне занимает Аудиторный корпус Московского университета, а ее флигель – университетская церковь.

В 1812 году во время страшного московского пожара дом сильно пострадал, а главное, сгорел архив Пашкова (где, в частности, содержались сведения о строительстве здания). Восстанавливал дом уже Осип Бове и другие архитекторы.

Значительную часть средств, хотя здание было частным, выделила на его восстановление казна, так как дом был уже лицом столицы. Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России». В 1839 году городская казна приобрела дом у обедневших наследников Пашкова. В нем разместили сначала Дворянский институт, а затем городскую гимназию.

Московский публичный и Румянцевский музеи

В мае 1862 года в Доме Пашкова обосновались Московский публичный и Румянцевский музеумы. В основу их легли собрание Московского университета, переехавшая из Санкт-Петербурга коллекция и библиотека графа Николая Румянцева. Московский публичный и Румянцевский музеи включали в себя, кроме библиотеки, отделения рукописей, редких книг, христианских и русских древностей, отделения изящных искусств, этнографическое, нумизматическое, археологическое, минералогическое.

Императорская семья преподнесла в дар музею часть своих личных библиотек, произведения декоративно-прикладного искусства и живописи, в том числе и картину «Явление Христа народу» Александра Иванова.

В 1870 году тогдашний директор музеев Василий Дашков, обеспокоенный плачевным состоянием здания музея, сообщал министру народного просвещения, что выделенных денег не хватает и он «вынужден был по недостатку каких-либо денежных средств обратиться к частному содействию в лице купца А. Захарова». На деньги мецената отремонтировали фасады Пашкова дома и построили казармы для служителей, помещения для канцелярии и квартиры смотрителя музеев. В 1925–1927 годах реставрацию Пашкова дома проводили несколько архитекторов, в том числе и Алексей Щусев.

В 30-е годы в связи с расширением Моховой улицы снесли ограду и вырубили сад, а Виталий Долганов (автор смотровой площадки на Воробьевых горах) соорудил монументальную лестницу, спускающуюся к Моховой. Вместо герба Пашкова, украшавшего здание, появились серп и молот. Внутренняя планировка из-за многочисленных ремонтов менялась еще радикальнее.

В 1986 году чуть не случилась катастрофа: в результате строительства станции метро «Боровицкая» осел фундамент и треснули перекрытия. Реставрация, начавшаяся практически сразу, затянулась и остановилась в середине 90-х из-за отсутствия финансирования. Дом оказался на грани разрушения. Только в 2003 году были наконец найдены средства, и четыре года спустя Российская государственная библиотека получила символический ключ от Дома Пашкова. Сегодня в Доме Пашкова работает три библиотечных отдела: научно-исследовательский отдел рукописей, отдел нотных изданий и звукозаписей, отдел картографии. А в парадном зале (культурно-выставочный центр) регулярно проходят международные конференции, вернисажи, презентации книг, церемонии вручения литературных премий.




Сейчас в Доме Пашкова располагаются три библиотечных отдела - отдел рукописей , отдел нотных изданий и звукозаписей , отдел картографии . А в парадном зале (культурно-выставочный центр) регулярно проходят международные конференции, вернисажи, презентации книг, церемонии вручения литературных премий.

В сегодняшнем дне архитектурного комплекса воплотилось в жизнь духовное завещание Николая Румянцева. Дом Пашкова, аристократ и труженик, служит «на пользу Отечества и благое просвещение».

Сейчас в Доме Пашкова

Историческая справка

Дом Пашкова - одно из самых красивых и знаменитых зданий Москвы. Шедевр архитектуры классицизма, построенный по заказу Петра Пашкова, разбогатевшего сына денщика Петра I. Распространено мнение, что автор проекта - Василий Баженов. Никаких письменных свидетельств не сохранилось, однако многие специалисты усматривают баженовский почерк в царственном облике этого сооружения. Любопытно, что первоначально, согласно некоторым источникам, его стены были оранжевыми. Место для строительства выбрано не случайное. Напротив - Боровицкий холм и Кремль. Дом Пашкова (впрочем, гораздо чаще его называли Пашковым домом) стал первым светским зданием Москвы, из окон которого можно было видеть Кремль не снизу вверх. Он составляет единое целое с высоким Ваганьковским холмом и как бы продолжает линию подъёма. Во время нашествия Наполеона усадьба сильно пострадала. Восстановленная в 1815-1818 годах, она приобрела черты московского послепожарного классицизма. Историки архитектуры полагают, что на этот раз поработал сам Осип Бове. Особняк вызывал всеобщее восхищение. Поэт Михаил Веневитинов назвал его «самым изящнейшим зданием во всей России».

В 1862 году в Доме Пашкова разместили коллекции и библиотеку Румянцевского музея, названного по имени его основателя, государственного канцлера, графа Николая Петровича Румянцева. Его собрание рукописных и печатных книг положило начало истории Российской государственной библиотеки. Политик, библиофил, ценитель древностей, он завещал всё собранное им «на пользу Отечеству и благое просвещение». Крылатые слова ныне выбиты над входом в Румянцевский читальный зал в Доме Пашкова.

В начале 1920-х годов была создана специальная комиссия Главнауки, рассматривавшая вопрос о расформировании Румянцевского музея. Она постановила: «Освободить Пашковскую усадьбу для занятия её библиотекой имени Ленина».

В 1925-1927 годах реставрацию Пашкова дома проводили Алексей Щусев, Илья Машков, Иван Рерберг, Евгений Шервинский. В тридцатые в связи с расширением Моховой улицы снесли ограду и вырубили сад. Виталий Долганов (автор смотровой площадки на Воробьёвых горах) соорудил монументальную лестницу, спускающуюся к Моховой. Вместо герба Пашкова, украшавшего здание, появились серп и молот. Внутренняя планировка из-за многочисленных ремонтов менялась ещё радикальнее.

Во время войны в «старом здании Государственной библиотеки имени В. И. Ленина» (так в советское время называли Дом Пашкова) работал общий читальный зал. Одна из сотрудниц ГБЛ - Зоя Колчина - вспоминала, что:

«...научные работники, кандидаты наук и профессора размещались на левых хорах, военнослужащие - офицерский состав - на правых... В библиотеке было тепло, светло и очень уютно, на длинных столах отсвечивали зеленые абажуры ламп... Механизация подачи требований и книг была примитивной, но она нас выручала. Книги и газеты из основного хранения пересылались в фанерном ящике (мы его прозвали антилопой), скользящим на роликах по воздушному канату до приемника старого здания».

В самом центре столицы напротив возвышается один из прекраснейших особняков Москвы ‒ дом Петра Пашкова, построенный в 1786 г. Это один из наиболее значимых памятников русской архитектуры XVIII в., шедевр эпохи классицизма. Здание стоит на Ваганьковском холме на пересечении улиц Моховой и Знаменки, и не перекрывается более поздней застройкой, благодаря чему его можно рассмотреть полностью с самого выгодного ракурса.

История Дома Пашкова

Карта Москвы XVII-XVIII вв. сильно отличалась от современной. Тогда за Ваганьковским холмом находились посады и лесные угодья, где устраивалась охота и другие царские развлечения. По свидетельствам современников, Петр Пашков (1726-1790), «первый русский водочный король», был тщеславным и амбициозным. Он был «новым человеком», который сделал себя сам. Возможно, поэтому он захотел построить дворец, не уступающий по красоте и величию императорскому.

Вопрос об архитекторе-авторе этого шедевра до сих пор является спорным. Авторство приписывают либо М. Казакову, либо Н. Л еграну, но чаще всего - В. Баженову. Это был великолепный специалист; вслед за французскими архитекторами-неоклассиками Леду и Суффло он усвоил любовь к внушительным масштабам, сложной композиции и наполненности декором, который зачастую содержал масонскую символику. Баженов стал автором многих грандиозных проектов, в том числе загородного ансамбля в . Но именно Дом Пашкова признается его лучшим творением. В оформлении дворца нет ничего лишнего ‒ только ясные классические формы ионического и коринфского ордеров и скромные каменные украшения. Простота и элегантность. Какой-то особенный аристократизм. Особняк стал первым светским зданием, из окон которого Московский Кремль можно было увидеть сверху.

Дом Пашкова имеет долгую историю перестроек. После здание было частично реконструировано архитектором О. Бове. Парадная лестница со стороны улицы Моховой, как и современная ограда, были построены в 30-е гг. XX в. по проекту архитектора М. Долганова. До этого фасад со стороны Моховой улицы был сплошным, и попасть с улицы в дом было невозможно.

Из первоначальных интерьеров до наших дней дошел лишь парадный зал. В XIX в. дом перешел от обедневших наследников в казну и был приспособлен для общественных нужд. Сначала здесь располагался Московский дворянский институт, потом гимназия, в 1861 г. тут открыли Румянцевский музей и Публичную библиотеку, а в наши дни - отдел Российской Государственной библиотеки.

Архитектура Дома Пашкова

Величественное здание построено по классическому принципу трехчастной системы: центральный дом и два боковых флигеля, соединенные одноэтажными галереями-переходами, которые изначально были открытыми наподобие итальянских портиков. При всей классической правильности в особняке присутствуют совершенно уникальные черты.

Во-первых, он является городской усадьбой. Здание дошло до нас практически в первозданном виде, однако раньше перед главным фасадом был разбит превосходный сад, где располагались пруды, фонтаны, водились разнообразные виды редких птиц и растений. Немецкий писатель Иоганн Рихтер назвал этот дом «волшебным замком».

Во-вторых, в городских особняках всегда присутствуют два фасада – парадно-гостевой главный и второстепенный задний. В решении дома Пашкова мы наблюдаем уникальную ситуацию – фасады меняются местами: выходящему на Кремль заднему садовому фасаду, который по своему назначению отводился для частной жизни хозяев, декоративно передается функция главного. Именно он становится наиболее репрезентативной частью всего ансамбля. Главный вход в особняк находится с противоположной стороны, со Староваганьковского переулка, и является лишь отражением садового. Он уже не поднимается грациозно над городом, а гостеприимно приглашает в тихий уют загородной жизни.

В декоративном решении дома можно найти любимые Баженовым отсылки к античности. Главный дом со всех сторон опоясывается ордером, который в центральных точках представлен портиками на колоннах, а на стенах ‒ плоскими пилястрами. То же самое можно сказать и про боковые флигели. Центральный корпус венчается бельведером, который после перестройки Бове дошел до нас в форме, исключающей возможность кругового обхода. Пер воначально же он был деревянным, для облегчения конструкции, и представлял собой классическую античную ротонду, между колоннами которой можно было свободно гулять. В летнее время на плоские крыши галерей, соединяющих корпуса, выставлялись кадки с растениями, образуя своеобразные «висячие сады». Бельведер был увенчан куполом сложной формы и статуей Марса (или по другой версии – Минервы), а завершал композицию шпиль.

С момента постройки дом Пашкова воспринимался как самое красивое здание столицы. Именно на его крышу поместил своих героев в финальной части романа «Мастер и Маргарита». Это творение свидетельствует о тонком вкусе зодчего, сумевшего сочетать нарядную и легкую декорацию с лаконичной общей композицией.

2016-2019 moscovery.com

Всего оценок: 5 , средняя оценка: 4,40 (из 5)

Стандартные.

Дополнительная информация

Особняк принадлежит Российской государственной библиотеке (РГБ). Доступ внутрь осуществляется либо по читательскому билету, либо в составе экскурсионной группы. Запись на экскурсии осуществляется в экскурсионном отделе библиотеки.

Вам может понравиться

Галерея

Избранные отзывы

Оценки посетителей:

Октябрь 2016
Белоснежное парящее здание на Ваганьковском холме всегда вызывало интерес и любопытство. Помимо истории самой усадьбы, есть возможность познакомиться с работой некоторых отделов российской государственной библиотеки, которые там находятся. Впечатляет отдел рукописей, отдел картографии с древними и современными картами, нигде такого не видела.

Май 2016
Я попала в группу к отличному экскурсоводу, которая рассказала про историю и легенды дома, а также немного рассказала об отделах библиотеки, которые располагаются в доме Пашкова: музыкальный, летописный, картографический. Наравне с общей экскурсией удалось посетить и отделы библиотеки и даже увидеть некоторые старинные рукописи. Кстати, в хранилищах этого дома до сих пор есть магические книги и чернокнижные рукописи, но нам их не показали.

Март 2016
Великолепная усадьба, с воротами, украшенными мордами львов и гирляндами. С колонн свисают шишки хмеля, каменные, они качаются на сильном ветру. Внутри отреставрированные интерьеры, можно посмотреть, например, бальный зал с паркетом и хрустальными люстрами. В Доме Пашкова располагается летописный отдел Ленинской библиотеки. 2-х часовые экскурсии водят сотрудники. То, что они рассказывают о хозяевах дома и их жизни, кажется прекрасной сказкой.

Булгаков в романе «Мастер и Маргарита» назвал этот дом, по террасе которого, кстати, разгуливали Воланд и Азазелло, «одним из самых красивых зданий в Москве». Спорить с этим действительно трудно — построенный в конце XVIII века дом остается одним из немногих сохранившихся шедевров архитектуры классицизма.

Тайна создателя

С полной уверенностью нельзя сказать, кто же построил настоящий дворец для разбогатевшего сына денщика Петра I. Петр Пашков, как считает большинство искусствоведов, поручил строительство дома Василию Баженову, однако никаких документальных свидетельств этому нет. Судьба Баженова как архитектора была вообще довольно странной: Василий Иванович попал в немилость к императрице Екатерине Великой, которая каждый раз без объяснения причин отстраняла его от строительства. Вероятно, именно поэтому Пашков нанял Баженова тайно, несмотря на запрет императрицы. Так на Ваганьковском холме, в непосредственной близости от Кремля, вырос великолепный дворец, получивший название в честь своего первого хозяина. Кстати, существует даже и такая версия, что Баженов из-за обид на Екатерину повернул дом задом к Кремлю.

Пашков дом, картина XIX века

Пашков дом, кстати, стал первым светским зданием в Москве, из окон которого можно было смотреть на постройки Кремля не снизу вверх. Немецкий путешественник Иоганн Рихтер в своих мемуарах со вкусом описывал владение: «Внизу два каменных бассейна с фонтанами в средине. От улицы дом отделяется решеткою чудного узора. Сад, как и пруд, кишит иноземными редкими птицами. Китайские гуси, разных пород попугаи, белые и пестрые павлины находятся здесь на свободе или висят в дорогих клетках. Эти редкости вместе с общей красотой этого дома привлекают сюда по воскресеньям и праздничным дням многочисленные толпы народа».

План дома Пашкова

Перед фасадом на Моховой Пашков разбил сад с террасными лестницами, скульптурой, фонтанами, спускавшимися к набережной. Также при Пашкове бельведер дворца был украшен статуей Марса, а, а на центральном портике был расположен герб семьи. У горожан дом вызывал неподдельное удивление: до сих пор дом Пашкова считается одним из самых красивых зданий Москвы.


Пашков дом. Ж. Делабарт. Литография, XVIII век

После пожара

Дом Пашкова очень сильно пострадал во время нашествия Наполеона: полностью сгорел деревянный бельведер и галереи. С 1815 по 1818 год прежний облик дома восстанавливал известный архитектор Осип Бове. В 1839 году наследники Пашкова разорились, тогда казна выкупила у них дом для Университетского дворянского института, в с 1853 года тут размещалась московская 4-я гимназия.


В 1831 году в Петербурге был создан музей на основе коллекций и библиотеки графа Румянцева. Однако из-за того, что государство не оказывало ему достаточной материальной поддержки, в скором времени появилась идея о переносе музея в Москву. И вот в мае 1862 года в Доме Пашкова распахнули двери Московский публичный и Румянцевский музеи. В этом же году здесь начала работу и Румянцевская публичная библиотека, одним из читателей которой в течение сорока лет был Лев Толстой. В честь такого торжества императорская семья подарила музею настоящую драгоценность — «Явление Христа народу» Александра Иванова.

Библиотека


После революции коллекции музея были разделены между российским музеям, в здании же осталась только публичная библиотека, открытая в 1862 году — будущая Государственная Российская библиотека. Она не только получала обязательный экземпляр всех печатавшихся книг, но и хранила запрещенные цензурой издания.


Руководство СССР в доме Пашкова разместило отдел редких рукописей Публичной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, открывшийся в 1921 году. До сих пор это здание используется в тех же целях — сегодня дом Пашкова входит в комплекс зданий Российской государственной библиотеки. В настоящее время в нем расположены нотно-музыкальный отдел и отдел рукописей.