Боги инков – пантеон богов инков. Солнце в религии инков, бог войны инков и другие могущественные существа

В Старом свете XII век ознаменовался успешным развитием религии, а его жители давно отошли от многобожия. В Западной Европе церковь тогда же разделилась на западную римско-католическую и восточную православную. Велись с десяток Крестовых походов за овладение Палестиной, прародиной Иисуса Христа.

В это время на Американском континенте еще верили в тотемы, фетиши и мумии и поклонялись десяткам божеств. На территории проживания перуанских племен находилось более десяти тысяч металлических, каменных и деревянных идолов. Из них полторы тысячи мумий умерших создателей родов и племен. Всем им инки продолжали поклоняться. При этом были созданы две уникальные человеческие цивилизации – инков и ацтеков.

Виракоча — великий бог-создатель у инков

Кто прервал историю доколумбовой цивилизации инков?

К сожалению, уникально развитые города и огромные культурные ландшафты инков просуществовали лишь пять веков до их уничтожения испанскими завоевателями. Эти цивилизации канули в Лету в 15-м столетии. Вслед за колонизаторами в горные Анды нагрянули католические миссионеры. «Просветители» сделали все для того, чтобы будущие поколения мало что знали об инках и их истории.

Индейцы в горном массиве Анды в Южной Америке не называли себя инками. Инком у них числился лишь император, а самоназвание племени звучало как «капак-куна» (в переводе с их языка — «великие», «прославленные»). В свою очередь Великий Инк существовал как сын Солнца и происходил от главного бога инков.

Главный бог инков — Солнце

У религий каждой страны существовали национальные или иные различия, но были схожести, независимо от континента. Все древние люди прошли периоды поклонения культам — форме дохристианской ранней религии. Это фетишизм и тотемизм, испытывавшие различные изменения. У инков это также проявилось. Но их религию называли солнечной.

Как и в Греции или Вавилоне, инки обожествляли природные явления, понять которые они не могли. Например, гром, молнии, землетрясения, затмения Солнца или Луны. У инков был свой бог, подобный Зевсу-Громовержцу, как в Древней Элладе. В Андах не было для людей ничего дороже Солнца. Но в особенностях поклонения этому божеству инки обошли все народы, даже соседних ацтеков. Они считали себя детьми Солнца.

К человечеству дошли изображения главного бога этих племен в виде золотого диска с человеческим лицом. Рассмотрев этот артефакт индейцев, убеждаешься в том, какое культовое значение ему придавалось. Археологическое открытие доказывает, как инки относились к своему божеству. Найден камень на вершине андской скалы. С языка кечуа его название переводится как место, к которому Солнце привязывалось во время зимнего солнцестояния.

Как и на греческом Олимпе богов, здесь существовал свой пантеон. Религиозная политика древних инков была толерантна. Захватывая другие народы, они не запрещали их богов и верования. А богов переносили в свой пантеон.

Главным богом инков из Южной Америки был Виракоча. Роуи пишет, что Виракоча был «абстрактным источником божественной силы, но индейцы верили, что он передал бразды правления множеству сверхъестественных существ-помощников, которые могли значительно быстрее влиять на людские дела» (Rowe. 1946. P. 293). Виракоча обитал в божественном мире, но спускался на землю и являлся людям в тяжелые времена. Это похоже на явления аватар в ведической концепции, «того, кто нисходит». В Бхагавад-гите (4.7) Верховный Господь Кришна говорит: «Всякий раз, когда религия приходит в упадок и воцаряется безбожие, Я Сам нисхожу в этот мир, о потомок Бхараты». Сотворив землю, Виракоча странствовал по ней, творил чудеса и учил людей. Добравшись до Манты, что в Эквадоре, он пошел на Запад по водам Тихого океана (Rowe. 1946. P. 293).

В главном храме в Куско, столице империи инков, находился золотой идол Виракочи – бога-творца. Он был похож на человека, но размером с десятилетнего мальчика (Rowe. 1946. P. 293). Храмы в честь Виракочи были построены по всей империи, и было разбито много пашен, чтобы прокормить его слуг и приносить ему жертвы (De Molina. 1873. P. 11).

Один выдающийся историк Cредневековья Гарсиласо де ла Вега (1539–1616) сравнил Виракочу с еще одним богом-творцом по имени Пачакамак. Гарсиласо де ла Вега был сыном принцессы инков и испанского конкистадора, поэтому его знания о религии инков были получены «изнутри», с точки зрения самих инков. Пача означает всеобщий, а камак – согласно Гарсиласо де ла Вега, – это «причастие настоящего времени от глагола кама, что значит „оживлять“, от которого произошло и слово кама – „душа“» (Garcilaso de la Vega. 1869–1871. P. 106). Таким образом, Пачакамак значит «Тот, кто оживляет вселенную» или, еще точнее, «Тот, кто делает со вселенной то же, что душа делает с телом» (Garcilaso de la Vega. 1869–1871. P. 106). Это вполне согласуется с ведической концепцией Сверхдуши, которая существует в нескольких проявлениях. Одна форма Сверхдуши присутствует в теле каждого живого существа вместе с его индивидуальной душой. Другое же проявление Сверхдуши дает жизнь всей вселенной.

Имя бога Пачакамака всегда очень почиталось, и инки никогда не произносили его без специального жеста, например поклона или взгляда на небо или поднимания руки. Гарсиласо де ла Вега писал: «Когда индейцев спросили, кто такой Пачакамак, они ответили, что он – тот, кто сотворил вселенную и поддерживает ее; однако они не знали его, потому что никогда не видели, и потому не строили ему храмов, не приносили жертв. Но все же они чтили его в своем сердце, то есть мысленно, и считали его неведомым богом» (Garcilaso de la Vega. 1869–1871. P. 107). Однако был один храм в честь Пачакамака в долине возле моря, которая тоже называлась его именем. Гарсиласо де ла Вега свидетельствует: «Этот храм Пачакамаку был великолепен – как само здание, так и службы, которые там проходили. Это был единственный храм верховному богу во всем Перу» (Garcilaso de la Vega. 1869–1871. P. 552).

Некоторые историки считают, что инки изначально поклонялись солнцу как верховному богу. Но один из первых инкских правителей заметил, что солнце все время движется и не знает покоя. Его могут закрыть любые, даже самые маленькие облачка. Поэтому он решил, что солнце не может быть верховным богом. Должно быть существо еще выше, которое бы управляло солнцем. Эту высшую сущность он и назвал Пачакамаком (De Molina. 1873. P. 11).

После Виракочи (или Пачакамака) следующим богом, которому поклонялись инки, был бог солнца, повелитель небесных богов. Земные правители инков были его детьми и считались божественными существами (Garcilaso de la Vega. 1869–1871. P. 102). Первую королеву инков звали Мама Уако, дочь луны и солнца. Она была очень красивой женщиной и, кроме того, шаманкой. Она говорила с демонами и заставляла говорить священные камни и идолов (хуака). У нее не было мужа, но родился сын Манго Капак Инка, за которого она вышла замуж, получил приданое от своего отца – бога солнца. От нее произошли все правители инков. Бог солнца очень почитался, поскольку от него зависел урожай, а инки были в первую очередь племенем земледельцев. Поэтому в главном храме инков в Куско стоял идол бога солнца (Rowe. 1946. P. 293).

Следующей по важности была богиня луны, Мама Килья (Мать Луна). Она была одновременно женой и сестрой солнца. Ее движение помогало измерять время, и по ней вычисляли время для праздников (Rowe. 1946. P. 295). Бог грома управлял погодой. Инки молились ему о дожде. Они представляли его как человека на небесах, в одной руке он держал палку, а в другой – пращу. Гром раздавался от треска пращи, а молния была вспышкой света от его сияющей одежды. Он брал воду из небесной реки, Млечного Пути, и посылал на землю дождь. Его звали Ильяпа, Интил-ильяпа, или Коки-илья, и ассоциировали с созвездием с таким же названием (Rowe. 1946. Pp. 294–295).

Звезды, по представлению инков, были служанками луны (Garcilaso de la Vega. 1869–1871. P. 115). Из звезд инки больше всего почитали Плеяды, на их языке – Коллка. Некоторые звезды управляли определенными аспектами человеческой жизни, поэтому их нужно было особо чтить. Например, пастухи поклонялись созвездию Лиры, которое называли Вркучиллай. Они считали, что это разноцветная лама, которая обладает способностью защищать скот (Polo de Ondegardo. 1916. Pp. 3–4). Инки, жившие в горах, почитали звезду Чукичинкай, что означает «горный лев». Она повелевала львами, ягуарами и медведями и защищала от них людей. Эта звезда входит в созвездие Льва. Также инки почитали звезду Мачакуай, которая отвечала за поведение змей. Как пишет Поло де Ондегардо, Мачакуай была крабом и соответствовала звезде в созвездии Рака (Polo de Ondegardo. 1916. P. 5). Другие звезды представляли собой божественную мать (Дева), оленя (Козерог) и дождь (Водолей).

Земля называлась Пача Мама (Мать Земля), а море – Мама Кока (Мать Море). Их почитали как богинь (Rowe. 1946. P. 295). В пантеоне богов у инков было множество богов, вплоть до младших божеств, покровителей домашнего очага. Они поклонялись растениям, деревьям, холмам и камням, например изумрудам. Из животных они почитали ягуаров, горных львов, лис, обезьян, больших змей и кондоров (Garcilaso de la Vega. 1869–1871. P. 47).

Идолам верховных богов постоянно предлагали в качестве подношения еду и напиток чичу. Еду сжигали, а чичу выливали на землю. Где бы ни были бог или душа умершего человека, они получали это подношение. Пищу для бога солнца также сжигали, но это делал сам правитель инков, и чичу переливали в большой золотой чан позади статуи бога солнца, а оттуда напиток выливали в отверстие в камне, инкрустированном золотом. Этот камень стоял на площадке перед алтарем (Cobo. 1893. P. 83).

Идолам поклонялись в храмах Главный храм инков находился в Куско. Люди съезжались туда со всей инкской империи. Роуи пишет: «В храме солнца в Куско были изображения всех небесных богов инков и весь пантеон младших богов; центральным было изображение не бога солнца, а Виракочи. Сооружениями, посвященными солнцу, пользовались не только служители солнечного культа, но и все жречество инков. Избранные отправляли в этих храмах ритуалы не только в честь солнца, но и в честь всех божеств, а избранные женщины служили всем божествам храма, а не только богу солнца. Будучи одним из основных богов религии инков, бог солнца все же был лишь одной их множества великих сил, официально одобренных для богослужения, и его значение было скорее теоретическим, чем реальным» (Rowe. 1946. P. 293).

Избранные женщины, упомянутые выше, служили при храмах с детства. Они жили в монастырях возле храмов солнца, которые были построены во всех крупных городах империи. Девственниц, живших в монастыре, инки называли мамакона, «дева-мать». Мамаконы считались женами богов (Cobo. 1893. Pp. 146–147). Мамаконы поддерживали священный огонь на жертвенниках храма в Куско, постоянно подкладывая в него раскрашенные и резные бруски определенных пород деревьев. Они просыпались на рассвете и готовили пищу богу солнца, его золотая статуя называлась Пунчао (Cobo. 1893. Pp. 147–148). Он был изображен в виде «золотого диска с лучами и человеческим лицом» (Rowe. 1946. P. 293). Эта статуя стояла лицом к востоку, чтобы на нее падали самые первые лучи восходящего светила. Именно в этот момент жрицы предлагали ему пищу, сжигая ее, и молились: «Солнце, прими пищу, приготовленную твоими женами». Остатки подношений забирали жрецы, служители, охрана и сами жрицы. По ведической космологии богам в храмах также каждый день предлагают пищу и напитки. Остатки подношений, как и у инков, забирают служители божеств.

Среди инков были так называемые амауты, жрецы-богословы. Они учили, что человек состоит из тела и души. Душа была бессмертной духовной субстанцией, а тело – временной и материальной. Амауты сравнивали тело с землей, потому что они видели, что после смерти тело возвращается в землю. Они называли тело словом алпакамасеа, что означает «живая земля». Но тело человека отличалось от тела животного, потому что у него был руна – интеллект, рассудок (Garcilaso de la Vega. 1869–1871. P. 126). Инки верили в загробную жизнь. Праведные души, по их мнению, соединялись с солнцем, а злые – попадали в холодный подземный мир, где им приходилось питаться камнями.

Инки занимались прорицанием, общались с духами, просили их «поставить диагноз больному, определить искренность признания, найти потерянные вещи, вычислить враждебно настроенных колдунов, выбрать лучшего наследника, определить наилучшую жертву для божества и разрешать все сложные вопросы» (Rowe. 1946. P. 302). Они верили предзнаменованиям, по которым определяли, как действовать в будущем.

Прорицанием занимались и колдуны, омо, которые напрямую общались с духами. Люди приходили к ним за помощью, чтобы найти потерянные или украденные вещи. Колдуны могли рассказать о том, что происходит в отдаленных местах. Они вызывали духов заклинаниями или рисунками на земле. Некоторые из них общались с духами в бессознательном состоянии, принимая наркотические напитки. Практически всегда они общались с духами в темноте, и люди слышали голоса и колдунов, и духов (Rowe. 1946. P. 302).

Религия инков была тесно связана с повседневной жизнью инков, а также с их правительством. Они считали, что их правитель, инка-сапа, сам частично богом. Инка считала, что их боги занимали три разных царства: 1) небо или Ханан Пача, 2) подземного мира или Уку-Пача, 3) внешний мир или Кай-Пача.

Боги и Богини Инков

Инти - Инти был самым важным из богов инков. Он был богом солнца. Император, или Инка Сапа, считался потомком Инти. Инти был женат на Богине Луны, маме Килле.
Мама Килла - мама Килла была богиней Луны. Она также была богиней брака и защитником женщин. Мама Килла была замужем за Инти, богом Солнца. Инка считала, что лунные затмения произошли, когда на маму Киллу нападали животные.
Пачамама - Пачамама был богиней Земли или «Матерью-Землй». Она отвечала за сельское хозяйство и уборку урожая.
Виракоча - Виракоча был первым богом, который создал Землю, небо, других богов и людей.
Супай - был богом смерти и правителем подземного мира инков под названием Уку-Пача.

Храмы инков

Инка построила много красивых храмов для своих богов. Самым важным храмом был Кориканча, построенный в самом сердце города Куско богу солнца, Инти. Стены и полы были покрыты листами золота. Были также золотые статуи и огромный золотой диск, который представлял Инти. Кориканча означает «Золотой храм».

Жизнь после смерти

Инка верила в загробную жизнь. Они заботились о бальзамировании и мумификации тел мертвых до погребения. Они приносили подарки мертвым, которые, по их мнению, могли использовать мертвые в загробной жизни. Когда император умерал, его тело мумифицировали и оставляли в своем дворце. Определенные слуга даже заботились о нуждах мертвого императора. На некоторых фестивалях, таких как «Фестиваль мертвых», мертвые императоры проносились по улицам.

Инка считала, что небеса разделены на четыре четверти. Если человек жил хорошей жизнью, они жили на небесах с солнцем, где было много еды и напитков. Если они жили плохой жизнью, им приходилось жить в подземном мире, где было холодно, и у них были только камни для еды.

Что такое Уакас?

Уакас были священными местами или предметами для инков. Хуака может быть искусственной или естественной, такой как скала, статуя, пещера, водопад, гора или даже мертвое тело. Инка молилась и приносила жертвы своим хуакам, полагая, что они населены духами, которые могут им помочь. Самыми святыми huacas в Империи инков были мумии мертвых императоров.

Интересные факты о мифологии и религии империи инков

Они позволили завоеванным племенам поклоняться своим богам, если племена согласились поклоняться богам инков как высшим богам. По сути это правило похоже на логику римлян в их поклонени множеству богов.
Каждый месяц у Инков проводили религиозные празники. Иногда приношение человеческих жертв включалась в церемонию.
Инки поклонялись горам и считали их священными. Это было потому, что они считали, что горы являются источником воды.
Испанцы разрушили храм Кориканчи и построили церковь Санто-Доминго в том же месте. Фундамент языческого храма сохранился до сих пор. Благодаря вму христианская церковь выдержала множество землетрясений.
Священники были очень важными и влиятельными в обществе инков. Первосвященник жил в Куско и часто являлся братом императора.

· Космология и астрономия · Основные легенды инков · Представление о мире · Пантеон инкских богов · Второстепенные и региональные боги · Монотеистические тенденции · Религиозные практики · Примечания · Близкие статьи · Литература ·

Как инкские, так и заимствованные :

  • Апо или Апу (кечуа Apu ) - бог гор. Дословно, «господин».
  • Атагучу (кечуа Ataguchu ) - бог, помогавший в сотворении мира.
  • Апокатекиль или Апотекиль или Катекиль (кечуа Apocatequil - es:Ka-Ata-Killa) - бог грома и молний.
  • Ванакаури - бог Радуги, первопредок Инков, брат Манко Капака. Его идол - одна из главных святынь инков - находится неподалёку от Куско на одноименной горе.
  • Кавильяке (кечуа Cavillace ) - богиня-девственница, зачавшая ребёнка от бога Кунирайа Виракоча, съев плод лукума. Обращена в камень вместе с ребёнком у самого моря, в которое бросилась, спасаясь от преследования Виракочи
  • Часка (кечуа Ch"aska ) - богиня рассвета и заката. Также богиня планеты Венера, считалась защитницей девственниц. Дословно означает - «звезда».
  • Часка Кольур (кечуа Ch"aska Quyllur ) - богиня цветов и девственниц, богиня планеты Меркурий.
  • Колаш (исп. Colash - es:Colash) - бог, родившийся из птицы. Выражает сущность всех вещей.
  • Кука Мама или Мама Кука (кечуа Kuka Mama ) - богиня здоровья и счастья; считалось, что её тело стало первым растением коки, которое в культуре инков разрешалось жевать только мужчинам для большего сексуального удовлетворения женщин.
  • Кунирайа (кечуа Quniraya Wiraqucha ) - бог беременности и луны. Полное его имя было также - Кунирайа Виракоча. Бог- путешественник, в обличии бедняка. Одним только своим словом возводил террасы и проводил оросительные каналы. Соблазнил богиню Кавильяке и девицу-красавицу Чукисусо. Действует в районе Варочири и на побережье моря.
  • Копакати - (кечуа Copacati ) богиня озёр. На кечуа слово "озеро" звучит как Cocha (Коча) .
  • Екеко (кечуа Eqaqo или аймара Iqiqu ) - бог очага и богатства, изобилия, плодородия и веселья у индейцев аймара или колья. Изначально его идол изготавливался из камня, горбатым и без одежды. Инки изготавливали кукол, представляющих этого бога, и просили у него благополучия. (es:Ekeko)
  • Ильапа (кечуа Illapa ) - очень популярный у инков бог грома и молний. У него инки просили хорошей погоды. День празднования Ильяпа - 25 июля.
  • Инти (кечуа Inti )- es:Inti) - бог солнца, считался самым важным богом, а Инка считался прямым потомком Инти.
  • Кон (кечуа Kon ) - бог дождя и ветра, приходящих с юга. Сын Инти и Мама Килла. (es:Kon (mitologa inca))
  • Мама Альпа (кечуа Mama Allpa ) - Мать-Земля, богиня плодородия, изображалась со множеством женских грудей.
  • Мама Коча (кечуа Mama Qucha ) - Мать-Озеро, богиня моря и рыбы, покровительница рыбаков. По одной из легенд, мать Инти и Мама Кильа.
  • Мама Пача или Пачамама (кечуа Pachamama - es:Pachamama) - богиня плодородия, покровительница во время посева и уборки урожая. Также она ответственна за землетрясения.
  • Мама Кильа (кечуа Mama Killa ) - богиня брака, фестивалей и Луны. Дочь Виракочи и Мама Коча, сестра и жена Инти. Была матерью Манко Капака, Пачакамак, Кон и Мама Окльо.
  • Мама Сара или Сарамама (кечуа Mama Sara ) - богиня зерна, была связана с маисом и ивой.
  • Пача Камак (кечуа Pachakamaq - es:Pacha Kamaq) - создатель земли, обитающий в её недрах. Инки переняли поклонение этому богу у покорённого ими народа ичма.
  • Парьякака (кечуа Paryaqaqa - es:Pariacaca (dios)) - бог воды, шторма, бури, селевых потоков, перенятый у других народов; также бог дождя. Родился из пяти яиц. Воплотился в виде сокола, но потом стал человеком. Его символом были пять яиц: четыре по углам и один в центре. Соблазнил девицу-красавицу Чукисусо, помог построить оросительный канал, при том ему помогали все виды животных, предположительно, являвшиеся кечуанскими знаками зодиака на небосводе.
  • Парисиа (кечуа Paricia ) - бог, убивающий людей с помощью наводнений за недостаточное почитание. Возможно, одно из имён Пача Камака.
  • Супай (кечуа Supay - es:Supay) - бог смерти и демонов, правитель подземного мира Уку Пача. Дословно - «тень». Представления о Супае как о демоне присвоены первыми христианскими священниками. Основное значение было, но в тоже время, другим.
  • Уркагуари или Уркавари (кечуа Urcaguary ) - бог металлов и драгоценных камней, и, кроме этого, других полезных ископаемых, имевших большое значение.
  • Уркачильай (кечуа Urcuchillay ) - бог, наблюдавший за животными.
  • Виракоча (es:Viracocha - кечуа Wiraqucha или Apu Qun Tiksi Wiraqucha) - бог всего; изначально был верховным богом, но после того, как Пачакутек стал Инкой, он изменил расстановку сил в пантеоне и объявил главным Инти, который, как считалось, помог победить народ чанка - главных врагов инков на тот момент. Полным именем его, возможно, было Кон Тикси Виракоча Пачаячачик . Также существовали другие персонажи с таким именем: Имаймана Виракочи и Тукапу Виракочи - сыновья Создателя Пачаячачика, и, кроме этого, Кунирая Виракоча и Илья Тиси Виракоча.