Блажен, кто не соблазнится о Мне! Блажен, кто не соблазнится о мне

Евангелие от Луки 7:18-35
Ключевой стих 7:23

На прошлой неделе пастырь Моисей прочитал проповедь о том, как Иисус сжалился над вдовой, которая хоронила единственного сына. Иисус остановил похоронную процессию, сказав: «не плач» (Лк.7:13). Он подошел к одру и сказал: «юноша! тебе говорю, встань!» (Лк.7:14) «Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк.7:15,16). Слово Иисуса имеет абсолютную власть, потому что Он Господь. Он даёт нам Своё слово, которое поднимает нас из власти греха и смерти. В сегодняшнем слове мы узнаем, что значит соблазниться об Иисусе и разберёмся в том, что значит Иоанн Креститель наибольший из пророков и наименьший в царстве Божием.

I. Слава Иисуса распространялась (18-23)

Все люди начали говорить: «великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк.7:16). Такое мнение об Иисусе распространилось по всей Иудее и по всей окрестности. И возвестили Иоанну ученики его о всём том, что происходило в Иудее. В то время Иоанн Креститель сидел в тюрьме. царь ирод посадил его за то, что Иоанн обличал его в грехах. Давайте прочтем 19-й стих: «Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?» Ещё недавно Иисус приходил к Иоанну креститься, тогда Иоанн же удерживал Его и говорил: «мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда [Иоанн] допускает Его» (Мф.3:14-15). Иоанн Креститель знал Иисуса лично и знал, кто Он такой. Но почему тогда сейчас он послал своих учеников к Иисусу с таким вопросом: «Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого» ? Иоанн задает очень очевидный человеческий вопрос: «Если Ты тот Господь Спаситель, то почему я до сих пор сижу в тюрьме, и Израиль, Божий народ, ещё так страдает?»

Мы тоже часто задаем Богу такие странные вопросы: «Господи! Если Ты есть, то почему я до сих пор не сдал сессию и сижу в стрессе. Я правильно верю в Бога или мне искать другого?» «Я верю в Тебя, но почему Ты не благословляешь мою работу?» или «Не даешь работу?» «Тот ли Ты, Который должен прийти или мне искать другого?» «Я верю в Тебя, почему я до сих холостяк или одинокая? Правильно ли я верю в Бога или мне искать другого?» Такие вопросы могут возникать у каждого из нас, не только у Иоанна Крестителя.

Посмотрите на стихи 20, 21. «Они, придя к [Иисусу], сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно придти, или другого ожидать нам? А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение». В этих стихах мы видим, что проблема была в их ожидании. Они ожидали Иисуса, в первую очередь, как мощного царя, который освободит Иоанна крестителя из тюрьмы и освободит Израиль от рабства Рима, и сделает экономическое чудо в бедной стране. Из Ветхого Завета все знают, что будет, когда Бог пошлёт Мессию. В книге Исаии 35:5,6 написано: «Тогда откроются глаза слепых, и уши глухих отверзутся. Тогда хромой вскочит, как олень, и язык немого будет петь; ибо пробьются воды в пустыне, и в степи — потоки» .

В Библии не написано, что Иисус станет политическим лидером и будет освобождать свой народ от империй. В Библии не написано, что Иисус пришёл для того, чтобы решать наши финансовые вопросы. Это всё предубеждение. Из-за предубеждений наша вера становится очень неправильной. Иисус пришёл, чтобы дать нам намного ценнее, чем материальные вещи, чем процветание или даже здоровье. Иисус даёт нам прощение грехов и вечную жизнь. Сейчас мы видим, что Украина стала жертвой агрессии с Востока и несправедливости с Запада. Мы очень одиноки в этом мире. Если вы видите это, то у вас очень хорошее зрение. В мире нет ничего хорошего или надежного.

В Послании к Галатам так написано о делах этого мира: «Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал.5:19-21). В сложившейся ситуации, как у нас сейчас, мы не должны опустить руки и жить в страхе и ненависти. Через слово мы можем видеть, что Иисус пришёл, чтобы дать нам Царство Божье, и ничто в мире не может быть выше Него. Дело Иисуса намного больше, чем решение конфликта. Он решает проблему вечной гибели или вечной жизни. Надо исправить своё представление об Иисусе — что Иисус это мой помощник. Мы должны иметь Библейское представление о роли Христа.

Поэтому на вопрос «Ты ли Тот?» Иисус не говорил о Себе прямо: «Пойдите, скажите Иоанну: Да, это Я! Если что надо, обращайтесь». А наоборот, Иисус обратился к Ветхому Завету. Давайте прочтем 22-й стих: «И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют» . Пророк Исаия свидетельствовал о том, что будет делать Мессия на земле. Люди через Его слово и дела уже увидели в Нём обещанного Мессию. Для некоторых людей, как римский сотник, достаточно было только слова Иисуса, для других надо было видеть дела или доказательства, для того чтобы иметь веру в Иисуса.

Поэтому Иисус сказал в 23-м стихе: «и блажен, кто не соблазнится о Мне!» У каждого человека есть опасность соблазниться. Мы уже много знаем об Иисусе, испытывали Его большую благодать, и даже проповедовали Евангелие, но всё равно мы можем легко попасть в заблуждение, когда мы имеем свое собственное преставление или предубеждение о Мессии. Даже известные лидеры христианства и успешные проповедники могут попасть в серьезные заблуждения. Таким людям Иисус уже сказал в Евангелии от Матфея: «Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф.7:21-23).

Почему Иисус назвал их дела беззаконием? Потому что они не приняли Иисуса Христа как написано в Библии, а имели своё представление о Мессии. Они всегда имели свою тему, и ради этой темы брали удобные слова из Библии. И так они не могли правильно понимать слово, но как они тогда могут иметь правильное представление о Мессии? Всё, что они делали, это было беззаконие.

Из-за того, что я смотрел только на решение своих проблем с долгами, я начал думать, что решение этих вопросов это главная задача и для Иисуса. Таким образом, я очень сильно снижал важность и величие Иисуса. Я думал: «Иисус, если я так искренно верю в Тебя и служу Тебе, то Ты должен помочь мне срочно избавиться от долгов, тем более сейчас кризис». Но то, что я познал Иисуса, получил прощение грехов и надежду на вечное Царство, намного больше и ценнее, и должно было побуждать меня только благодарить Бога за Его милость, и, радуясь, верою решать свои вопросы. Господи прости меня за то, что соблазнился о Тебе. Если мы познали Совершенного, но живём, жалуясь на судьбу — это называется, соблазнился об Иисусе. Блажены те, кто принимают Иисуса Господом, во всём видят руку Бога и не сомневаются в слове.

II. Кто больше пророков (24-35)

Давайте посмотрим на стихи с 24-го по 28-й. «По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его». После того, как Иисус передал ответ Иоанну через его учеников, Иисус объяснил народу об Иоанне Крестителе. Иисус притчей спросил у них: «Вы ходил в пустыню смотреть на колеблющийся тростник? Нет. Иоанн был мощным не колеблющимся человеком веры. Или вы хотели посмотреть на богатого человека в мягких одеждах? Таких много во дворце. Тогда кого вы хотели увидеть? Пророка ли? Правильно! Иоанн был больше чем пророк».

Почему Иисус назвал его больше чем пророк? Все остальные пророки свидетельствовали об Иисусе издалека. Но Иоанн прямо при приходе Иисуса приготовил для Него путь. В книге Малахия написано: «Вот, Я посылаю Ангела Моего, и он приготовит путь предо Мною, и внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете» (Мал.3:1). Иисус тоже подчеркивает, что нет важнее пророка, чем тот, кто приготовил путь для Него.

Тогда, почему Иоанн будет наименьшим в Царстве Божием? У нас возникает вопрос: «Если великий пророк Иоанн будет наименьшим в Царстве Бога, то как туда попаду я?» Но всё не так страшно, не переживайте. Наша жизнь делится на две части — до и после прихода в нашу жизнь Иисуса. Также приход Иисуса разделил время на две части. До Иисуса закон и жертвы давали тусклую надежду на Царство Бога. А те, кто родился после Иисуса, живут по милости и благодати, и через покаяние имеют оправдание и спасение верой. Кто во Христе, тот новая тварь. Кто больше кается, того Бог больше возвышает, поэтому у нас есть хороший шанс писать свидетельства и перегонять пророков.

Посмотрим, как действовала на людей проповедь Иисуса об Иоанне. «И весь народ, слушавший [Его], и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым». Даже мытари покаялись со слезами. Они были грешниками, но чувствительно реагировали на слово Иисуса. Они покаялись со слезами и приняли Иисуса Христа. Но что делали фарисеи и книжники? Взгляните на стих 30. «а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него». По иронии, те, кто считали себя более духовным, на самом деле отвергли Бога. В своём упрямстве и своенравии человек становится глухим к призывам Бога.

Посмотрим на стихи 31, 32. Иисус сравнил фарисеев с детьми, которые играют во дворе. «Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны? Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали». Фарисеи были такими. Они не приняли слова Иисуса из-за гордости, и не реагировали на Него. Наоборот, они постоянно критиковали Иоанна Крестителя и Иисуса. Когда пришёл Иоанн Креститель и не ел хлеба и не пил вина, они говорили: «В нём бес». Пришёл Сын Человеческий, ел, пил, тогда они говорили: «Вот человек, который любит есть и пить, и друг мытарям и грешникам». Но Иисус сказал: «И оправдана будет премудрость всеми чадами ее» . Премудрость символизирует Иисуса, которая часто описана в книге Притчей. Премудрость всегда оправдается через тех, кто её принимает. Фарисеи не приняли Иисуса, но через изменение учеников Иисуса и многих верующих Иисус оправдан.

Иисус сказал: «и блажен, кто не соблазнится о Мне!» Как мы можем не соблазниться? Нам важно иметь правильный взгляд на мессию, и смиренное мягкое сердце перед Ним. Потому что гордые люди всегда соблазняются. Молимся, чтобы Святой Дух открыл глаза каждому из нас и дал нам дух смирения. Аминь.

«и блажен, кто не соблазнится о Мне!» Лук. 7:23.

Слова Иисуса: «блажен, кто не соблазнится о Мне!» можно понять по-разному. Самое распространенное понимание этих слов, ставшее уже общепринятым и самым прямолинейным следующее: «Иисуса нужно принимать, как Сына Божьего и как Мессию, тем, кто примет Его в этом качестве, будет очень хорошо на земле, они войдут в Царство, и спасение им гарантировано» .

Такое понимание в религиозных кругах считается абсолютно правильным. Оно исходит из «мертвых» церквей, где каждый человек с детства знает все правильные слова, написанные и сказанные об Иисусе. Где уже долгие годы существуют определенные штампы и формы служения, где традиция давно ослепила умы этих людей. « Если же и закрыто благовествование наше, то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого» 2 Кор . 4:3-4 .

В таких церквах всегда все запланировано на годы вперед, и совсем неважно какое слово будет говориться, лишь бы кто-то говорил, ведь и раньше так делали. В таком случае «не соблазниться» означает всего лишь сохранить верность общепринятым, с детства известным истинам веры.

Иисус же обращается к людям, которым то, что они должны были принять, было совсем незнакомо. Судя по Его словам, в сердцах тех, кто должен был «не соблазниться» , должно было быть что-то такое, что позволило бы им узнать Его именно в таком качестве, в каком Он пришел в мир. Не доброго папочки, который просто желает дать тебе все необходимое для твоего земного комфорта, а именно Спасителя , Который пришел в этот мир, чтобы умереть за грехи всех людей.

О чем же идет речь? Если внимательно всмотреться в ситуации, которые описывают принятие Иисуса теми, кто ищет Его лица и помощи, а с другой стороны, посмотреть на тех, кто Его отвергает, то многое прояснится. Не случайно принимают Его чаще всего те, кто оказался по-человечески в безвыходной ситуации.

Дело тут не в том, что все эти люди были сломлены свалившейся на них бедой, а в том, что критическая ситуация сама по себе легко и быстро смывает с сердца и души человека все напускное и искусственное, так, что остается лишь главное. Следовательно, чтобы «не соблазниться» , надо в первую очередь оставить все искусственные, интеллектуальные построения, которые на наш взгляд так «нравятся» Богу. Но наш разум ограничен, и Бог предупреждает нас об этом: « Мои мысли - не ваши мысли, ни ваши пути - пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваши» Ис . 55:8-9 .

Так же нам необходимо оставить все заранее придуманные концепции, все человеческие представления о Мессии и о Царстве, да и о духовной жизни вообще, оставив лишь главное – Слово Божье, которое Дух Святой открывает нам, и путь Спасения. « Тогда Иисус сказал ученикам Своим: если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» Мф . 16:24 .

Если же посмотреть на тех, кто не принимает Иисуса, станет ясно, что отвергают Его из все тех же «идейных» соображений, предпочтя очевидной реальности, собственные богословские концепции, в рамках которых «такое невозможно» . Или же из-за обычного человеческого страха, не столько страха гонений, сколько страха потерять то, что стало привычной и неотъемлемой частью жизни, будь то имущество, социальный статус, просто сложившийся и столь любимый жизненный уклад – с утра и до вечера совершать труд для Бога без участия Самого Бога.

Стало быть, чтобы «не соблазниться» , нужно решительно избавиться от двух вещей – от привычных и полюбившихся мнений и концепций, нередко превращающихся в удобные штампы, и от тех страхов потерять привычные формы жизни, которыми греховный человек пронизан с головы до пят. Это нелегко, но наградой будут Божье Царство и Спасение. Если человек сможет отказаться от своей религиозной жизни и сделать всего несколько шагов для того, чтобы выйти на Путь правды, то любящий Отец возьмет его и пересадит с дикого поля человеческих идей и традиций в виноградник Своего Сына. Туда, где Великий Виноградарь будет каждый день заботиться о нем, поливая и обрезая его, как привитую виноградную лозу. Тогда в жизни человека произойдет то, о чем написано в слове: « …не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» 1 Кор . 2:9 .

Готов ли ты увидеть?

Обнаружив в тексте ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

: «Когда Он окончил все слова Свои к слушавшему народу, то вошел в Капернаум. У одного сотника слуга, которым он дорожил, был болен при смерти. Услышав об Иисусе, он послал к Нему Иудейских старейшин просить Его, чтобы пришел исцелить слугу его. И они, придя к Иисусу, просили Его убедительно, говоря: он достоин, чтобы Ты сделал для него это, ибо он любит народ наш и построил нам синагогу. Иисус пошел с ними. И когда Он недалеко уже был от дома, сотник прислал к Нему друзей сказать Ему: не трудись, Господи! ибо я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой; потому и себя самого не почел я достойным придти к Тебе; но скажи слово, и выздоровеет слуга мой. Ибо я и подвластный человек, но, имея у себя в подчинении воинов, говорю одному: пойди, и идет; и другому: приди, и приходит; и слуге моему: сделай то, и делает. Услышав сие, Иисус удивился ему и, обратившись, сказал идущему за Ним народу: сказываю вам, что и в Израиле не нашел Я такой веры. Посланные, возвратившись в дом, нашли больного слугу выздоровевшим. После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа. Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города. Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь. И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань! Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его [Иисус] матери его. И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой».

Иисус уже сказал Нагорную проповедь, слух о Нем уже пронесся по округе; Он исцеляет больных, изгоняет бесов, чудеса творит… И вот одно из чудес – чудо воскрешения – описано в вышеприведенном отрывке (надо заметить, что подобных описаний в Библии немного). В данном случае чудо воскрешения произошло конкретно через Иисуса Христа, и народ, видя Его служение, подводит однозначный итог: «…великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (стих 16).

Бог начал Свою работу, Свое движение. Мы помним, что до этого времени царило с Его стороны полное, длительное (четыреста тридцать лет!) молчание. Народ молился, постился, плакал, но Бог молчал…

Практически всегда в народе Божием был пророк, люди привыкли к этому – и жить более четырехсот лет без пророчеств от Бога, вслепую, было тяжко; и вдруг их взорам предстают великие дела, удивительные дела, которые никак не вписываются в человеческие представления, и они осознают: Бог воздвиг пророка.

Пусть наш разум, наше сердце пребывают в Слове, пропитываются Словом. Пусть духовное состояние охватит нашу внутренность. Когда мы пребываем в духовном труде – в размышлениях, в молитвах, в чтении Писания, в ожидании Господа – это есть среда, когда Господь говорит, и тогда Слово, которое мы читаем, приходит в резонанс с тем, чем наполнено наше сердце. Если в сердце – жизнь от Господа, то жизнь, пребывающая в Слове, отвечает на жизнь в сердце, и внутри вдруг зазвучит, высветится откровение – Господь заговорил!

Итак, необходимо заботиться о своем сердце – центре нашей жизни, копить, копить и копить благородную духовную почву, которая принимает семена Евангелия и позволяет Богу свободно говорить к нам. Если мы совершенно вне этого, если занимаемся чем угодно, только не этим, тогда мы будем отрезаны от Господа и не услышим Его. Да, есть обязанности, есть работа, есть занятия, которые развивают душу, но наряду с этим, и даже более этого необходимо радеть о своем духовном состоянии. Если мы полностью погрузились в суету, что-то очень важное делаем и делаем – это бесконечный процесс, и не остается никакой возможности для духовной жизни. Не пропустить бы момент, когда Бог действует!

Счастлив человек, который распознает голос Божий и руку Божию – он обретает возможность двигаться за Господом. Не так много людей способны услышать Господа, хотя и любят Его. Почему? Они не поняли чего-то, не увидели. Бог двигается, Бог действует, а оно не воспринимается: нет, это не Бог, это не Бог, «из Назарета может ли быть что доброе?» (Иоанна 1:46), – знание помешало. Потому Господь и говорит: «Блажен, кто не соблазнится о Мне».

«Блажен, кто не соблазнится о Мне», – это переломный момент в нашей духовной жизни. Почему Иисус, говоря о Вавилоне-блуднице, обращается к Своим: «…выйди от нее, народ Мой, чтобы не участвовать вам в грехах ее и не подвергнуться язвам ее; ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее» (Откровение 18:4-5)? Потому что иначе погибнут. Разве они не были Господни? Были. Но Он обращается к ним: «Народ Мой» – это значит принявшие Его, ищущие, но не распознавшие. И если они останутся там, во лжи, то подпадут под суды Божии. Бог будет разбираться с нечестием…

Почему не распознали Господа? Потому что не были достаточно открыты для Него, достаточно чувствительны, в результате чего и оказались на стороне лжи.

Как-то в беседе один служитель сказал: «Видишь ли, меня утешает то, что, даже когда Илия плакал, что один остался – остальных поубивали – Бог ободрил его и утешил: не переживай, у Меня еще семь тысяч человек верных осталось: «Впрочем, Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом, и всех сих уста не лобызали его» (3 Царств 19:18). Это не оправдание и не успокоение: находящиеся там, в блуднице, подпадут под Божий пресс; Бог разрушит все, что они делают; будет увеличиваться давление против них, несправедливость. Конечно, найдутся те, кто скажет: «О, это гонения – значит, мы на правильном пути».

На данную ситуацию – два варианта: или это Церковь Божия, или церковь-блудница. И та, и другая будет страдать. Первая пострадает за Слово Божие, вторая – по Слову Божию – за свое нечестие. Поэтому – счастлив тот, кто увидит действие Божие вокруг себя.

Далее читаем, стихи 24-30 : «По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его. И весь народ, слушавший [Его], и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым; а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него». Это словно обратный пример, показывающий, как люди славили Бога, осознавши, что Он воздвиг пророка и действует через него – Иисус называет таких блаженными, потому что они распознали Божию руку. Религиозные же деятели вступили в борьбу с Богом: не надо, Боже, не надо – мы сами знаем.

Встает вопрос: к чему приведет противление Богу? К поражению, к полному разрушению, к тому, что Бог допустит, чтобы сатана издевался, преследовал, уничтожал, творил неправду, несправедливость. За что? За то, что не распознали волю Божию. С фарисеями и законниками именно это и произошло.

Иисус обозначил проблему – отсутствие духовного видения, и далее очень интересно раскрывается стих 31 : «Тогда Господь сказал: с кем сравню людей рода сего? и кому они подобны?» Каким словом определить отвергших волю Божию?

Стих 32 : «Они подобны детям, которые сидят на улице, кличут друг друга и говорят: мы играли вам на свирели, и вы не плясали; мы пели вам плачевные песни, и вы не плакали», – эти слова, на первый взгляд, не совсем понятны, но следующий стих раскрывает их суть: «Ибо пришел Иоанн Креститель: ни хлеба не ест, ни вина не пьет; и говорите: в нем бес» (стих 33). К вам и так подходили и эдак: музыку вам веселую предложили, но вы не радовались, грустные песни тоже не восприняли – ничто вас не касается, ни на что вы не реагируете. Этот стих как бы расшифровывает содержание предыдущего: было действие Божие, но его не распознали. Религиозные деятели настолько привыкли делать все сами, настолько привыкли иметь право быть инициаторами всего, а тут приходит кто-то и заявляет, что он от Бога; и такой странный, не похожий на них совершенно, как-то по-другому у него все, не ест, не пьет – аскет прямо, или супердуховный какой, а, возможно, шизофреник. В нем точно бес.

И продолжение мысли, стих 34 : «Пришел Сын Человеческий: ест и пьет; и говорите: вот человек, который любит есть и пить вино, друг мытарям и грешникам», – на вас не угодишь, никак вам не нравится.

Итак, о чем говорит Слово Божие? Бог начал Свою работу, послал Предтечу, который призывает к поканию. Фарисеи и книжники отказываются, потому что он не такой, как они, не в тех интонациях разговаривает, грубо слишком и непонятно как-то, можно предположить, что в нем бес – то есть эта «версия» им не подошла. Приходит Иисус, по-другому ведет Себя, открыт для всех, особым аскетизмом не отличается – нет, Он тоже не от Бога… Ни так ни сяк они не согласны.

Как бы мы ни выворачивались перед людьми, отвергающими истину, все им не по нраву. Как бы ни старалась правда заслужить доверие у лжи, она будет отвергнута; с какой бы стороны она ни была поднесена, ее не примут. Свет будет гаситься, потому что тьма не терпит ни малейшего проблеска. А если в царстве тьмы лучик засияет – нарушается привычный порядок, единство нарушается, единообразие (ах! не надо об этом так громко, давайте в сторонку отойдем и поговорим тет-а-тет)… У Владимира Семеновича Высоцкого есть песня: «А на кладбище все спокойненько, ни врагов, ни друзей не видать, все культурненько, все пристойненько – исключительная благодать». Кладбище – там все мертво, там ничего не происходит, там все потихоньку лежит себе и гниет. Зато – видимость чистоты, святости и определенного единства – никто не нарушает покоя и тишины, исключительная благодать…

Итак, сатану – ни уговорить, ни ублажить, ни привести к покаянию. Это очень важный момент – сатану невозможно привести к покаянию, у него нет такой возможности, для него нет благодати на покаяние, потому что его никто не обманул. Это к тому, почему человека Бог прощает, а от сатаны не принимает покаяния. Человек был обманут, а сатана обманут не был, он принял осмысленное решение, сам стал инициатором бунта, поэтому для него нет прощения и он никогда не покается.

Многие вопросы остаются для нас неотвеченными, поэтому – что мы знаем? Многое принимаем верою, бездоказательно. Бог милостив, сатана никогда не покается, то есть его расположения не достичь. Если мы почувствуем его действие, нужно удаляться и двигаться туда, где Господь.

Большинство людей пока на стороне лжи, но Бог говорит к ним, не оставляет; Он говорит до тех пор, пока человек не получит откровение, пока не откроются у него глаза; с духовным возрастом он увидит ложь, сидящую на престоле правды, сможет отличить Церковь Божию от религии.

По-другому говоря, сатана порабощает людей – крадет, убивает и губит, по Писанию. Религия что говорит? Вы обязаны, вы должны… Где Иисус говорил: «Обязаны, должны»? Практически нигде. Религия борется за пожертвования, не хочет терять доходы, так сказать, потому и грузит: «Вы обязаны, вы должны» и постоянно поднимает вопрос о приношениях и десятине, намекая, что грех этим пренебрегать. А в Новом Завете ничего на эту тему не сказано – грех это или не грех, просто написано: «Каждый [уделяй] по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Коринфянам 9:7), еще написано: «…кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет» (2 Коринфянам 9:6). Сколько это – щедро? Сколько это – скупо? Никто не вправе вторгаться в чьи-либо взаимоотношения с Богом и указывать: вот столько – грех, а вот столько – не грех. А религию как раз эти два вопроса – пожертвования и послушание – больше всего и интересуют, поэтому в религиозных организациях (которые мало что с Богом имеют общего) часто «проповедуют» на эти темы, а прихожане должны беспрекословно слушаться своих наставников, быть у них в повиновении и без размышления выполнять все, что они скажут, потому что наставники все знают, они Богом поставлены, потому что прихожане чего-то не понимают, а наставники понимают все – прихожане должны просто слепо идти за ними. Религия, религия…

Стих 35 : «И оправдана премудрость всеми чадами ее», – очень интересная мысль, не всем открывшаяся, а только тем, кто в Господней Церкви. Спасенные Господом есть во многих Церквах; Бог, с одной стороны, предопределил их, избрал и ведет. А с другой стороны, идут только те, которые рождены свыше. Об этом – вышеупомянутый стих. Знание от Господа откроется не всем, далеко не всем, потому что далеко не все будут спасены, далеко не все, а лишь те, кто услышит голос Божий, кто окажется в правде, во свете, кто окажется с Господом. Противники же Господни останутся по ту сторону и так и будут вершить свои дела, что-то провозглашать, что-то изображать, куда-то двигаться…

Вот о чем хотелось сегодня говорить и молиться. Господи, помоги нам быть открытыми для Тебя – чтобы слышать голос Твой, чтобы пребывать в жизни Твоей. Помоги хранить себя для Слова Твоего – чтобы Ты мог говорить к нам, чтобы нам не отвергнуть правды, не ошибиться, но распознать Твою волю в своей жизни и двигаться с Тобою и за Тобою. Веди нас рукою Твоею крепкою, Ты силен это делать. Направляй нас в Царство Твое, чтобы мы не стали противниками Тебе. Господи! Благодарим Тебя за Слово Твое, за напоминание, чтобы мы искали Тебя, приближались к Тебе, открывались Тебе, чтобы заботились о своем духовном состоянии. Господи, препоясывай чресла ума нашего, чтобы мы пребывали в Тебе, в Слове Твоем. Удерживай нас на путях правды, удерживай в истине Твоей. Сохрани нас от всякого зла, Господи, пусть Слово Твое будет светильником для стоп наших и светом в пути нашем. Открывай нам истины Твои, не умалчивай. Ты что-то желаешь сделать через нас, мы согласны быть исполнителями Твоей воли. Направляй нас, Господи, удерживай в Церкви Твоей, в служении Тебе, во имя Иисуса Христа просим. Провозглашай истину Твою, открывай Слово Твое народу Твоему, чтобы, когда придет время, Ты выделил Церковь Твою, голубицу Твою, и чтобы Церковь Твоя была готова принять Тебя, услышать призыв Твой, ощутить прикосновение Духа Твоего Святого. Мы склоняемся перед Тобою, Господи, величаем имя Твое Святое, превозносим Тебя и благодарим за то, что Ты слышишь нас, отвечаешь на наши молитвы. Мы смиряемся перед Тобою, ожидаем Тебя. Ты, Господи, наш Царь, наш Спаситель. Тебе слава, Тебе хвала, Тебе поклонение, Тебе честь и благодарность. Аллилуия, аллилуия, аллилуия. Аминь.


15 июля 2015 г.

МФ. 11:6

Г. М. В.

Вопрос : какой смысл несут в себе слова: «И блажен , кто не соблазнится обо Мне»?

1. Уточним по Слову само понятие «соблазна». В Мф . 11:6, равно как и в Лк. 7:23, используется греческое слово skandalidzo . Оно является производным от слова skandalon , которое, в свою очередь происходит от слова kampto . Поэтому, для полноты картины, рассмотрим значения всех этих слов.

Kampto . Общее значение этого слова – «согнуться», «преклониться» или «отклониться». В Новом Завете обычно используется в словосочетании «преклонить колени» (Рим. 14:11).

Skandalon . Общее значение – «ловушка», «тупик», «западня». Одно из употреблений – в фразе, которая говорит о Христе: «камень преткновения и соблазна » (Рим. 9:33).

Skandalidzo . Общее значение этого слова – «поймать в ловушку», «обмануть», «запутать», «сделать ложный шаг». Библия уподобляет значение этого слова понятию «отречения» (Мф . 26:33), «преткновения» (Рим 14:21).

То есть, можно сделать общий вывод по значению понятия «соблазна». «Соблазниться о Христе» – значит уклониться от верного представления о Нем, отречься от Него, а, следовательно, оказаться в ловушке своего собственного заблуждения со всеми вытекающими печальными последствиями.

2. Теперь рассмотрим смысл высказывания Христа в Мф . 11:6 применительно к контексту, в котором оно находится.

Иоанн Креститель через своих учеников задал Христу вопрос: «Ты ли Грядущий, или ожидать нам иного?». Сам вопрос как бы подразумевает некоторое сомнение в том, что Иисус есть Мессия. Почему Иоа нн задал этот вопрос, сказать сложно. Произошло ли это потому, что Иоа нн сам был сломлен тяготами заключения, потому ли что он рассчитывал на освобождение, дарованное ему Христом. Или он задал его ради самих учеников, через которых и послал спросить об этом. Возможно, он рассчитывал на то, что, услышав ответ на этот вопрос из уст Спасителя, эти ученики последуют за Ним. Так или иначе, вопрос был задан. Как же ответил на него Христос?

Христос не ответил на вопрос прямо, а указал на совершаемые Им чудеса. Если судить по контексту Еангелий от Матфея, Марка и Луки (Евангелие от Иоанна написано с иной задачей, нежели эти три. В нем Христос представлен с точки зрения Его Божественной Сущности), то Христос всегда избегал прямого ответа на подобные вопросы, за исключением последнего допроса в Синедрионе. Более того, Он запрещал людям разглашать, что Он – Мессия.

Причина этого раскрывается нам в Мф . 12:16, где приводится цитата из Ис . 42:1-6. Практически на протяжении с 40 по 45 главы книги этого пророка Дух Божий проводит границу между идолами и лжебогами заблуждения человеческого и Истинным Единым Богом. Обильные и красивые, но лживые слова противопоставлены здесь делам Божиим , которые очевидны и истинны. Исаия говорит нам о том, что Божие свидетельство весомо именно потому, что оно основано на делах, а не на словах.

Есть и еще один очень важный момент. Обратим внимание на слова «Ибо все Пророки и Закон пророчествовали до Иоа нна», и «Царство Небесное силою берется, и употребляющий усилие овладевает им». (Мф . 11:11, 13). В Законе и Пророках содержалось множество пророчеств о Христе. Христос пришел, чтобы их исполнить. Об исполнении этих пророчеств говорят дела Иисуса. И далее каждый человек должен был самостоятельно сделать выводы из увиденного : сравнить увиденное им с тем, о чем говорят Закон и Пророки, и убедиться в том, что Иисус есть Мессия. В этом-то и состояло значительное усилие: смочь отказаться от своих личных плотских представлений по этому поводу или от личных интересов, и принять в сердце Истину.

Кроме того, каждой проповеди – свое время. После того, как Христос совершил дело Искупления и, восстановив возможность близкого контакта человека с Богом, сделался Ходатаем и Посредником, проповедь Его Имени прошла по всей земле и идет доныне. Но тогда, в тот момент, который мы рассматриваем, такой проповеди время еще не пришло.

Поэтому Христос не ответил на вопрос Иоанна прямо.

3. Разглашение людьми о том, что Христос есть Мессия, могло повлечь за собой массу различных бед, в том числе и соблазнов. Человеческая сущность изменчива и необъективна, и зачастую склонна преувеличивать менее значительные факты, упуская более значительные и теряя сущность дела . Люди видели в Иисусе прежде всего не источник духовных благ – благодати и вечной жизни, а источник материальных благ – исцелений и хлеба (Ин. 6:26-27). Плотские вещи заслоняли для них духовный смысл происходящего и мешали воспринимать Христа так, как должно. А разглашения о новых исцелениях и насыщениях лишь подстегивали плоть. В результате возникали помехи для служения Христа (Ин. 6:15, Мк.1:45).

4. Итак, попробуем уяснить из всего вышесказанного, в чем же состояла сущность и опасность соблазна. Как мы помним из повествований Евангелия, соблазнялись о Христе многие: и фарисеи, и даже сами ученики.

Что же означает «соблазниться о Христе»? Это означает либо отречься от исповедуемого ранее убеждения в том, что Иисус есть Мессия, либо встать на ложный путь, принимая Христа не за того, кем Он является.

Пути нашего сердца должны быть всегда выпрямленными, прямыми для Господа (Мф . 3:3). Мы должны всегда почитать Христа за того, кем Он действительно является, - за Бога и Мессию, нашего Спасителя и нашего Главу. И нужно строго следить за тем, чтобы наши личные мотивы, выгоды и желания никогда не становились давлеющими , заслоняя Свет Истины – свет Христа. Если же пути сердца по какой то причине отклоняются от верного пути, искривляются, это может завести нас в тупик, в западню, поставленную сатаной.

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 7, ст. 17-30.

7.17. Такое мнение о Нем распространилось по всей Иудее и по всей окрестности.

7.18. И возвестили Иоанну ученики его о всем том.

7.19. Иоанн, призвав двоих из учеников своих, послал к Иисусу спросить: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого?

7.20. Они, придя к Иисусу, сказали: Иоанн Креститель послал нас к Тебе спросить: Ты ли Тот, Которому должно прийти, или другого ожидать нам?

7.21. А в это время Он многих исцелил от болезней и недугов и от злых духов, и многим слепым даровал зрение.

7.22. И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют;

7.23. и блажен, кто не соблазнится о Мне!

7.24. По отшествии же посланных Иоанном, начал говорить к народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

7.25. Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Но одевающиеся пышно и роскошно живущие находятся при дворах царских.

7.26. Что же смотреть ходили вы? пророка ли? Да, говорю вам, и больше пророка.

7.27. Сей есть, о котором написано: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

7.28. Ибо говорю вам: из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его.

7.29. И весь народ, слушавший Его, и мытари воздали славу Богу, крестившись крещением Иоанновым;

7.30. а фарисеи и законники отвергли волю Божию о себе, не крестившись от него.

(Лк. 7, 17-30)

Событие, о котором повествуют строки сегодняшнего евангельского чтения, дорогие братья и сестры, произошло после чуда воскрешения сына наинской вдовы. Многие люди из Иудеи и ее окрестностей, в том числе и ученики Иоанна Крестителя, стали по-особому относиться ко Христу после этого чуда воскрешения.

Сам Предтеча Господень Иоанн находился в то время в заточении в темнице Ирода Антипы за порицание сожительства правителя Галилеи со своей племянницей и невесткой Иродиадой. Тогда Иоанн призвал двоих учеников и отправил их к Иисусу с вопросом: Ты ли Тот, Который должен прийти, или ожидать нам другого? (Лк. 7, 19).

Блаженный Феофилакт поясняет: «… Не думай, будто Иоанн действительно не знал о Христе и потому послал учеников своих с вопросом. Он еще прежде рождения, в утробе матери, взыграл, как познавший Его, и на Иордане свидетельствовал о Нем, как о Сыне Божием. - Итак, он посылает учеников, повелевая им спросить Иисуса: “Ты ли Тот, Которому должно придти?” Видишь ли, как глубоко Иоанн ведет учеников к вере, что Иисус есть Бог?»

Мы же, дорогие братья и сестры, обратим наше внимание и на ответ Спасителя: пойдите, скажите Иоанну, что вы видели и слышали: слепые прозревают, хромые ходят, прокаженные очищаются, глухие слышат, мертвые воскресают, нищие благовествуют (Лк. 7, 22). Своими словами Господь как бы говорит: «Милость Божия с нами». Вспомним, что Царство Божие там, где боль облегчается, где печаль обращается в радость, где побеждены страдания и смерть.

После того, как ученики Предтечи отходят от Спасителя, Господь отдает должное Иоанну, обращаясь к народу с вопросом: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую? (Лк. 7, 24). На берегах Иордана самым типичным зрелищем был тростник, колеблемый ветром. Собственно говоря, это вошло и в поговорку. И конечно, люди ходили смотреть не на тростинки, а слушать того, кто проповедовал на Иордане. Да и к тому же тростник, колеблющийся под ветром, - символ непостоянства, а Иоанн был человеком непоколебимым.

Господь возвеличивает Иоанна среди всех пророков, говоря о нем как о большем из рожденных женами, но вместе с тем и добавляет: но меньший в Царствии Божием больше его (Лк. 7, 28).

Евфимий Зигабен пишет: «Меньшим (Христос) называет Самого Себя, потому что таким Он казался иудеям. Иоанна они считали большим, потому что он с детства удалился в пустыню и проводил необычайный образ жизни, но Христа ставили ниже, так как Он вел обычный образ жизни».

Но Иоанн Креститель был мудрым и великим пророком, не заслоняющим своим авторитетом Истину.

Будем же помнить, дорогие братья и сестры, что каждый из нас призван свидетельствовать о Христе в меру своих сил и талантов, дабы подобно Предтече быть указателем ко Христу на дороге жизни для всех людей.

Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко),
насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры