Библейские патриархи. Значение исаак, библейский патриарх в энциклопедии брокгауза и ефрона Ветхозаветные святые

Ветхозаветные праотцы. Рассказ о них переносят читателя в начальный период истории Израиля (12 – 35 главы). Это период «Средний бронзовый век» - с 20 – 16 вв. до н. э.

При анализе учёные руководствовались преданиями, что ставит под сомнение некоторые факты.

Культура Месопотамии (4 тыс.), как и Египта, древнейшая в мире. Уже в 3 в. до н. э. народы Междуречья имели письменность (шумеры – свой язык, и аккадцы – вавилонский, ассирийский, иврит).

В 24 в. до РХ аккадцы покорили шумеров. Потом было наоборот. Город Ур Халдейский (шумерский), где родился первый патриарх, стал процветающим торговым центром. В начале 2 тыс. до н. э. шумерское царство пало. Тогда во времена смуты Междуречье завоевали амуреи (сирийцы), чему, по мнению библеистов, сопутствовало путешествие Аврама по Мясопотамии (24 в. до н. э.), что способствовало распространению племён. Имена: Вениамин, Иаков, Аврам – общие для этих народностей. Названия некоторых городов похожи на имена родственников Авраама.

Позднее в Мясопотамию вторглись гурриты (другие библеисты относят путешествие Аврама к этому периоду).

Хапиру – группа людей вне родоплеменных общин и других социальных связей, скитальцы-кочевники, не имевшие гражданства. «иври» = евреи, но всё же считается, что хапиру не были евреями, а это слово стали употреблять позднее. Аврам и его сын – хапиру, но это не помешало им переселиться с началом голода в Палестине в Египет.

Смысл этих глав: Бог избрал праведника, новый род, Аврама («отец верующих») для сохранения религии. С ним бог возобновил свой завет. Аврааму исполнилось 75 лет, когда услышал голос божий: «Пойди из дома отца твоего… Возвеличу имя твоё, род твой…» Авраам ушёл, стал кочевником. В награду бог благословил его, пообещал потомство. Щедрость бога к Аврааму. Во время путешествий Аврама бог являлся к нему ещё несколько раз, обещал ему и потомству землю обетованную. В 99 лет явился к Авраму и дал ему имя «Авраам» - «отец множества народов», а Сара – жена его – стала Сарра – «госпожа племён».

Союз Авраама с богом закрепился обрядом обрезания . На 8 день обрезают младенцев. Обряд свойственен другим народам, проводится, когда юноша становился взрослым. Теперь он – знак принадлежности к общине людей, закрепивших союз с богом. В духовном смысле – отсечение похотей, желаний.

К 100 годам бог пообещал Аврааму сына (Саре 90) Исаака . В 18 главе явление бога в дубраву Мамвра Аврааму в 3-х ликах: Пресвятая троица (3 мужа было и 2 ангела). Завет Авраама – жёсткая вера. Вера крепнет через испытания. Бог подвергнул испытанию Авраама: он должен был принести в жертву сына Исаака. Это похоже на обычай – приношение первенца в жертву языческим богам. Авраам выдержал это испытание, когда он собирался убить сына, бог остановил его, и убили барана.

Жертвоприношение Исаака – наиболее известный сюжет эпохи патриарха. Указывает на послушание богу Авраама. Философы Керкезор, Шестов, композитор Стравинский обращались к этой теме.

Исаак на жертвенном камне предвосхищает Христа. Цель обещаний бога: установление зависимости еврейского народа от бога.

Потом у Исаака родилось 2 сына: Исав и Иаков . Исав хотел продать брата (Иакова) за чечевичную похлёбку (в Палестине был голод, но мать не дала это сделать), изображён как светский человек, но щедрый и великодушный, не интересовался богом. Иаков – хитрец, ловкий, постепенно из-за доброты, стойкости к испытаниям становится достоин божественного благословения.

Во время одного из странствий Иаков увидел сон : лестницу от земли до неба. По ней сходили и поднимались ангелы. Там бог повторил слова об обетованной земле. Через много лет Иаков возвращался домой, увидел второевидение : борьба с богом до зари, это испытание силы веры Иакова. В борьбе он повредил сустав бедра, но поборол бога, а в жизни стал хромым. Борьба раньше – дружественное упражнение для развития силы. Главный духовный момент: во время борьбы Иаков просит благословить его. Перемена имени – свидетельство его духовного перерождения. После этого испытания Израиль (новое имя) стал достоин бога. На древнем востоке имя – личность человека. Воздействовать на имя, значит, воздействовать на личность. Борьба бога с человеком – только в патриархальной части.

Книга Бытия умалчивает о политических событиях того времени, что затрудняет работу историков. Но мы можем судить о быте, нравах людей 1 тыс. до н. э.

Семья .

Отец – глава, он заключает сделки с купцами, распоряжается деньгами.

Занимались скотоводством, земледелием.

Жили в шатре, ели вегетарианскую пищу; мясо – только для жертвоприношений и пиров.

Имели несколько жён, наложниц.

Браки – с согласия родителей. Невесту брали в дом жениха, но могло и наоборот быть.

Наличие большого потомства (сыновей) – признак благосостояния. Положение жены зависело от количества сыновей.

Бесплодие – позор.

Первородный сын имел больше прав (принадлежал богу), чем другие (они между собой уже равны).

Эпоха патриархата закончилась со смертью Иосифа.

Рассказ об Иосифе.

Рассказ об Иосифе – лучшие страницы Библии, в которых переплетается архаизм с тонким психологизмом. Одной фразой библейский автор может передать все чувства героев.

Иосиф – любимый сын Иакова, проданный завистливыми братьями в рабство в Египет. Там он пережил много испытаний. Был слугой, потом домоправителем у вельможи Патифара. Тот отправил его в тюрьму. Начальник тюрьмы сделал Иосифа надзирателем над другими. Он стал отгадывать сны, вследствие чего стал приближённым фараона (ему сны толковал).Когда в Палестине был голод, братья Иосифа переехали в Египет, семья долго жила там. Иосиф вскоре увиделся с братьями, спросил их: «Жив ли ещё мой отец?» Братья испугались и не ответили.

Как Иосиф оказался при фараоне?

В 1720 г. до РХ Египет покорили гиксосы (симетические племена). Разгромили Нижний Египет благодаря колесницам, Верхний обложили данью. Переняли все внешние атрибуты власти. Их власть в Египте продержалась около 150 лет, столица – Аварис. Переселение семьи в Египет происходит в этот период. Фараон был иноземцев (из покорителей), поэтому вполне мог приблизить Иосифа.

Точность египетских обычаев (погребальные обряды, имена – жена Иосифа-Осенефа, «Иосиф побрился, постригся») свидетельствуют о глубокой древности предания об Иосифе. Основа текста восходит к Досоломоновой эпохе.

Самым старым отцом в мире официально был признан 96-летний индиец по имени Рамджит Раджав.

Древние тексты пестрят упоминаниями о людях, возраст которых составлял от 200 до 1000 лет. Так, библейский Адам, первый человек на Земле, якобы прожил 930 лет, Ной — 500 лет, а Авраам — 175 лет. Неужели продолжительность жизни неуклонно снижалась в течение веков? Или тут какая-то ошибка? Давайте рассмотрим возможные варианты объяснения феномена.

Теологи уверяют, что человечество было лишено долголетия за грехи, накопившиеся с момента возникновения нашей цивилизации. Но так ли это? Ученые ищут более рациональные объяснения. Так, полагают некоторые эксперты, у древних жителей Ближнего Востока могло быть иное понятие о хронологии, чем у наших современников. К примеру, годом они могли называть не солнечный, а лунный цикл, который, по нашим понятиям, равняется всего лишь одному месяцу, а никак не двенадцати… Таким образом, истинный возраст Адама на момент смерти составлял 77 лет, что не так уж и много и для нашей эпохи…

Существуют и математические модели, пытающиеся объяснить явление долгожительства в древних источниках. Так, продолжительность жизни некоторых персонажей, упомянутых в Библии и Списке царей Шумера и Аккада, составленном около четырех тысяч лет назад, достигает нескольких тысяч лет. По мнению современных математиков, указанные цифры представляли собой возведение в квадрат настоящего возраста. При этом со временем продолжительность жизни сокращалась. Цари, правившие до Потопа, жили намного дольше, чем правители, которые пришли после этого события, хотя и последние жили по несколько сот, а то и по тысяче лет. Правда, если следовать этой модели, то получается, что Адам впервые стал отцом в 11 лет. А Енох, в свою очередь, зачал Мафусаила в пять лет. Несостыковки встречаются и в том случае, если мы примем библейский год за один современный календарный сезон и если мы просто попытаемся поделить возраст патриархов на определенное число…

Один из специалистов Университета Брандейса (США, штат Массачусетс) заметил, что возраст "допотопного" правителя Этана на момент кончины составлял 1560 лет и эта цифра точно равнялась сумме возрастов двух предшественников царя. Ученый предположил, что 900 лет — это на самом деле тридцать в квадрате, 625 — двадцать пять в квадрате, а 400 — двадцать в квадрате.

С другой стороны, техасский исследователь Артур Мендес пришел к выводу, что темпы снижения продолжительности жизни персонажей, которые, согласно источникам, жили уже после Потопа, соответствуют темпам угнетения жизнедеятельности организмов, подвергшихся воздействию радиоактивных веществ или токсинов…


Ученые выяснили, как родить долгожителя

/www.pravda.ru/pix/header-s-blue.gif" target="_blank">http://www.pravda.ru/pix/header-s-blue.gif); background-attachment: initial; background-size: initial; background-origin: initial; background-clip: initial; background-position: 0px 6px; background-repeat: no-repeat;"> Фото по теме

Любопытно, что, судя по древнекитайским источникам, в этой стране долголетие также являлось нормой. Записи в древних медицинских книгах Китая свидетельствуют, что некий доктор Сю Венце из династии Цинь дожил до 300 лет, Ги Юль из династии Хань — до 280 лет, а даосский монах Хуэ Цао — до 290 лет.

В наши дни долгожителями считаются те, кому по 100-150 и более лет. Но эксперты считают, что к заявлениям по поводу чьего-либо долгожительства следует относиться с осторожностью. Дело в том, что в "долгожителя" человека легко может превратить небрежность в оформлении документов. Так, считается, что очень много долгожителей на Кавказе. Там действительно есть старики, утверждающие, что им более 170 лет. Однако у них не имеется никаких документов, способных подтвердить их возраст.

В одной из глухих деревушек Непала живет некий Нараян Чодхари. Еще в 1996 году он утверждал, что ему исполнился 141 год. В то же время документов, которые могут об этом свидетельствовать, у него нет. Правда старики-односельчане помнят, что когда они были детьми, Чодхари уже был довольно пожилым человеком. Есть свидетельства о том, что в 1888 году он принимал участие в переписи населения. Следовательно, в то время ему могло быть никак не меньше 21 года, а по словам самого Нараяна — тридцать три. Интересно, что всю жизнь он прожил убежденным холостяком…

Так что все истории о долгожителях могут оказаться как мифами, так и правдой. Все относительно… Но не кажется ли вам, что люди все же живут до обидного мало и наш организм разрушается слишком уж быстро? Остается надеяться, что в ближайшие 50-100 лет благодаря развитию науки и медицины эта "несправедливость" будет исправлена, и пусть мы не достигнем предполагаемого возраста библейских персонажей, но все же граница старости отодвинется хотя бы раза в полтора…

Праведный суд Божий:

: Обличение во грехе: призыв Господа к покаянию.

: Проклятие змея. Обетование Божие всему человечеству ().

: Осуждение Еве.

: Осуждение Адаму.

: Жена получает имя Ева . Изгнание из сада Едемского.

Покаяние, как путь возвращения к Отцу.

Каин и Авель

Установление жертвоприношений и их религиозно-прообразовательное значение.

: Жертвоприношения Каина и Авеля . Предупреждение Божие к Каину.

: Каин убивает Авеля. Проклятие Божие.

Священное Писание о внешнем и внутреннем человеке. Призыв к покаянию человека.

Два направления в жизни допотопного человечества

Потомство Каина ().

: Женитьба Ламеха на Аде и Цилле – рождение двоеженства;

: Высшая гордость потомков Каина в лице Ламеха .

Потомство Сифа:

Имена десяти допотопных патриархов ():

: Праведный Енох. Чудесное вознесение его на небо .

: Смешение племен.

Род Каина с грубым безверием и нечестием (сыны человеческие) и род Сифа с открытым исповеданием веры в Бога (сыны Божии).

События, предшествующие Всемирному потопу

: Предупреждение Божие, призыв к покаянию.

: Рождение исполинов от брака сынов Божиих с дочерьми человеческими.

: Нечестие людей. Гнев Божий.

: Благословенная жизнь Ноя.

: Разрастание зла в мире, – дерзкое неверие и нежелание покаяния.

: Строительство Ноем ковчега.

Домашнее задание

ПЕРИОД ПЕРВЫЙ – От сотворения мира до потопа

– Выписать из Священного Писания события шести дней творения и Слово Божие о седьмом дне ( гл. – 2, 3).

– Выучить наизусть слова о начале и первом дне творении ().

– Выучить наизусть слова о сотворении человека ().

– Выписать из Священного Писания и выучить наизусть слова о сотворении человека ().

– Выписать из Священного Писания и выучить наизусть слова о сотворении жены ().

– Выписать в тетрадь и выучить наизусть Обетование Божие о Спасителе мира () и горделивые слова Ламеха ().

– Выписать в тетрадь имена десяти допотопных патриархов и выучить их наизусть.

Повторить вопросы:

1 . Сотворение мира: дни творения.

2 . Сотворение человека.

3 . Грехопадение и его последствия.

4 . Каин и Авель.

5 . Два направления в жизни допотопного человечества: потомство Каина и потомство Сифа.

6 . События, предшествующие Великому потопу.

Контрольный опрос по периоду от сотворения мира до потопа

1 . : слова о начале и первом дне творения – наизусть.

2 . Описать второй день творения.

3 . Описать третий день творения.

4 . Описать четвертый день творения.

5 . Описать пятый день творения.

6 . Описать шестой день творения.

7

8 . Описать седьмой день творения.

9 . : слова о сотворении человека – наизусть.

10 . Описать рай и блаженную жизнь людей в раю.

11 . В чем состоял первый Завет Бога с человеком?

12 . Что означает имя Адам?

13 . Что означает имя Ева?

14 . : слова о сотворении жены – наизусть.

15 . Что означает слово “жена”?

16 . Рассказать о грехопадении и Евы.

17 . Рассказать об обличении во грехе и Евы.

18 . В чем состояло осуждение Евы?

19 . В чем состояло осуждение Адама?

20 . Какова причина изгнания человека из Едема. Почему для человека Едем закрыт?

21 . : Обетование Божие о Спасителе мира – наизусть.

22 . Как звали двух сыновей Адама и Евы? Кто был из них старшим сыном?

23 . Каков смысл жертвоприношения?

24 . Кто первый совершил жертвоприношение?

25 . Рассказать о жертвоприношении двух сыновей Адама. Чем жертвоприношение одного отличается от жертвоприношения другого?

26 . Рассказать о событиях убийства Каином Авеля.

27 . Рассказать о проклятии Божьем на Каине.

28 . Что значит имя Каин?

29 . Что значит имя Авель?

30 . Общие сведения о потомстве Каина. Ламеха.

31 . : горделивые слова Ламеха – наизусть.

32 . Как звали сына Адама, данного ему Богом вместо убитого Авеля? Что означает его имя?

33 . Общие сведения о потомстве Сифа. Перечислить имена десяти патриархов в соответственном порядке.

34 . Рассказать общие сведения о патриархе Енохе.

35 . Сравнить два направления в жизни допотопного человечества и дать оценку этим направлениям.

36 . Рассказать о событиях, предшествующих Великому потопу.

37 . Описать в общих чертах ковчег Завета.

38 . Где, по преданию, строился Ноев ковчег? Показать на карте названное место.

39 . В какой главе книги Бытие описаны дни творения?

40 . В какой главе книги Бытие описаны события сотворения человека?

41 . В какой главе книги Бытие описаны события о сотворении жены?

42 . В какой главе книги Бытие описано событие грехопадение человека?

43 . В какой главе книги Бытие описано праведное осуждение Богом Адама и Евы?

44 . В какой главе книги Бытие описаны события строительства Ноем ковчега?

Имя Адам означает “красная земля”. Адам был родоначальником всего человечества. Он жил 930 лет. Адам есть “образ будущего” () имеющего придти, то есть Господа Иисуса Христа. “Первый человек из земли перстный, второй человек Господь с неба” (). “Как в все умирают, так во Христе все оживут” (). История Адама, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов. В Иерусалимском храме Гроба Господня у подножия креста указывают место погребения Адама. Здесь видна часть открытой скалы, вся же остальная поверхность лобного места облицована металлом.

Древнееврейский источник “Таргум Онкелос”, содержит следующий перифраз этого пророчества: “И положу вражду между тобой и между женщиной, между твоим сыном и ее сыном. Он не забудет того, что причинил ты ему в самом начале, и ты будешь подчиняться ему в конце”. Другой древнееврейский документ, “Таргум Псевдо-Ионафана”, дает расширенное толкование этой вражды между “змеем” и “потомством женщины”: “И будут потомки женщины, соблюдая заповеди Закона, метить в тебя и сокрушать твою голову; если же отступят они от Закона, то ты будешь преследовать их и поражать в пяту. Но у них будет искупление, которого не дам тебе; настанет время царя-Мессии, когда их пята станет для тебя неуязвимой”.

За две недели до праздника Рождества Христова Святая Церковь совершает память святых праотец. Продолжая подготавливать нас к достойному восприятию грядущего праздника Рождества Христова, Она ныне вспоминает и прославляет всех праведных мужей и жен, которые жили до пришествия в мир Спасителя и Господа нашего Иисуса Христа, начиная с праотца Адама и заканчивая святым Иоанном Предтечей и Пречистой Девой Марией.

КАК ВЫГЛЯДЕЛИ ПРАОТЦЫ?

На самом верху иконостасов можно увидеть, как изображаются величественные седобородые старики Адам, Ной, Авраам, Мельхиседек - праотцы, праведники, принимавшие участие в истории спасения человечества. В это воскресенье, за две недели до Рождества Христова, празднуется их память.

Праотцы - не обязательно являются предками Иисуса Христа по плоти. Главное в их почитании то, что они являют собой прообразы грядущего избавления от вечной смерти. В православной традиции к праотцам относят: Адама, Авеля, Сифа, Еноса, Мафусаила, Еноха, Ноя и его сыновей, Авраама, Исаака, Иакова и 12 сыновей Иакова, Лота, Мелхиседека, Иова и многих других. В древнееврейском тексте Библии они названы «отцами», в греческом переводе (Септуагинта) их именуют «патриархами» (греч. patriarches — «родоначальники»).

К их сонму относят также женщин - праматерей Еву, Сарру, Ревеку, Рахиль, Лию, сестру Моисея пророчицу Мариам, судью Израиля Девору, прабабушку царя Давида Руфь, Юдифь, Есфирь, мать пророка Самуила Анну, иногда и других женщин, чьи имена сохранились в Ветхом Завете или в церковном Предании. Из новозаветных лиц в сонм праотцев включают также праведных Симеона Богоприимца и Иосифа Обручника. К праотцам православная традиция относит также праведных Иоакима и Анну, именуя их «богоотцами». О них мы знаем не из Св. Писания, а из Св. Предания, но их имена вписаны в историю спасения человечества.

Почитание праотцев засвидетельствовано в христианской Церкви со второй половины IV в., хотя восходит оно к практике иудеохристианских общин первых веков христианства и в своих истоках связано с Иерусалимской церковью. Память праотцев, не случайно была установлена перед Рождеством Христовым - это воспоминание о цепи поколений, предваряющих появление на свет Спасителя.

Согласно иконописной традиции, праотцев изображают в основном седобородыми. Так в греческом иконописном подлиннике Дионисия Фурнаграфиота читаем: «Праотец Адам, старец с седою бородою и с длинными волосами. Праведный Сиф, сын Адама, старец с дымчатою бородою. Праведный Энос, сын Сифа, старец с раздвоенною бородою. И т. п.». Исключение составляет только Авель, о котором написано: «Праведный Авель, сын Адама, юный, без бороды».

Как правило, праотцев изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания. Например, у того же Дионисия Фурнаграфиота сказано: «Праведный Иов, старец с круглою бородою, в венце, держит хартию со словами: Буди имя Господне благословенно отныне и до века». Некоторые праотцы могут быть представлены с символическими атрибутами: так Авеля изображают с овечкой в руках (символ невинной жертвы), Ноя — с ковчегом, Мелхиседека с блюдом, на котором сосуд с вином и хлебами (прообраз Евхаристии).

Отдельные иконы праотцев встречаются не часто. Обычно это заказные иконы тезоименных святых. Но в росписи храма и в иконостасе они занимают особое и очень важное место.

В греческих храмах изображения праотцев и пророков нередко располагаются вблизи сцены Рождества Христова, чтобы обращая взор к лежащему в яслях Богомладенцу, молящиеся видели не только участников и очевидцев Боговоплощения, но и «прежде закона верою предвозсияших» праотцев. Например, в росписях кафоликона святителя Николая монастыря Ставроникита на Афоне, выполненных в сер. XVI в. Феофаном Критским, изображениями пророков и праотцев расположены нижним рядом под сценами христологического цикла (сцены от Благовещения до Пятидесятницы), словно праведники и пророки взирают на исполнение того, о чем они сами пророчествовали и чему послужили прообразами.

Знаменитый изограф Феофан Грек, прибывший на Руси из Византии, тоже изобразил праотцев в росписи храма Спаса Преображения на Ильине улице в Новгороде, выполненной в 1378 г. Но он их расположил в барабане, предстоящими перед ликом Христа Пантократора, изображенного в куполе. Здесь представлены Адам, Авель, Сиф, Енох, Ной, то есть те праотцы, которые жили до Потопа.

Изображения праотцев мы встречаем и в росписи Благовещенского собора Московского Кремля, выполненной двумя веками позже — в XVI в. В центральном барабане храма изображены Адам, Ева, Авель, Ной, Енох, Сиф, Мелхиседек, Иаков. Круг праотцев расширен, чтобы показать, как ветхозаветная история предваряет новозаветную.

Для русской традиции такие случаи нечасты. Зато в высоком русском иконостасе праотцам отведен целый ряд — пятый. Этот ряд сформировался в XVI веке под влиянием большого интереса к Ветхому Завету. Дело в том, что в 1498 г. под руководством архиепископа новгородского Геннадия (Гонзова) был сделан перевод на славянский язык всех книг Ветхого Завета. Этот перевод получил название Геннадиевской Библии. До этого на Руси, да и во всем славянском мире, читали только Новый Завет и отдельные отрывки из Ветхого, т.н. Паремии, те фрагменты, которые прочитываются на богослужении. Переведенные книги архиепископ Геннадий велел переписывать и рассылал по монастырям, и тем самым пробудил большой интерес к Ветхому Завету в русском образованном обществе, а это, в основном были священство и монашество. Священство и монашество были и основными заказчиками храмового убранства, росписей и иконостасов, и мы видим, что буквально через несколько десятилетий после выхода в свет Геннадиевской Библии, примерно к середине XVI в. над пророческим чином в иконостасе появляется чин праотцев.

Иконостас представляет собой сложный организм, смысл которого показать образ Небесной Литургии, в которую включается образ Церкви — деисусный чин, и история спасения: Новый Завет — праздничный чин, Ветхий Завет — пророки и праотцы.

Сначала иконы праотцев представляли собой поясные изображения, чаще всего вписанные в форму кокошника. Иногда они чередовались с изображениями херувимов и серафимов. К концу XVI - нач. XVII вв. в иконостасах появляются полнофигурные изображения праотцев.

В связи с добавлением второго ряда Ветхого Завета перед иконописцами возникла задача: что изображать в центре этого ряда. В центре деисусного чина помещается образ Христа («Спас в силах» или Спаситель на троне), в центре пророческого ряда изображается Богоматерь («Знамение» или тронный образ Богоматери Царицы Небесной). По аналогии с этими образами в центре пятого ряда появилась икона Саваофа (Бога Отца), как олицетворение Ветхозаветных представлений о Боге, или образ т.н. Новозаветной Троицы, в котором образ Бога-Отца дополняется изображением Иисуса Христа (как отрока или в зрелом возрасте) и Духа Святого в виде голубя. Эти образы вызывали большие споры в обществе и дважды были запрещены на церковных Соборах— в 1551 г. на Стоглавом соборе и в 1666-67 гг. - на Большом Московском. Однако они прочно вошли в иконописный обиход. Только в ХХ в. известный иконописец и богослов Леонид Александрович Успенский нашел выход из этого положения, предложив помещать в центре праотеческого ряда образ Ветхозаветной Троицы в виде трех ангелов, так, как написал его Андрей Рублев. Именно такая традиция закрепилась в большинстве современных православных храмов, где установлены пятиярусные иконостасы.

Часто с двух сторон от центральной иконы в праотеческом ряду изображаются праотцы Адам и Ева. Они как прародители человечества возглавляют ряд праотцев. Может показаться странным, почему среди святых представлены именно те, кто из-за своего непослушания Богу был изгнан из рая, кто вверг человечество в рабство смерти? Но иконостас, как мы уже говорили, это образ истории спасения, Адам и Ева, как и весь произошедший от них человеческий род, пройдя через искушения, искуплены, благодаря Боговоплощению, смерти и Воскресению Иисуса Христа. Не случайно, изображение креста венчает иконостас, чтобы явить образ Христовой победы.

И на иконах Воскресения (Сошествие во ад) мы видим, как Спаситель, стоящий на разрушенных вратах ада, выводит из царства смерти Адама и Еву. В эту композицию включают изображения и других праотцев, например, Авеля. А на одной иконе «Сошествие во ад» XIV в. (Ростовская провинция) за фигурой Евы можно видеть пять женских образов, это праведные жены, возможно, это именно те, кого Церковь почитает как праматерей.

Образы Адама и Евы мы видим и в изображении Страшного Суда. Обычно они представлены коленопреклоненными перед Иисусом Христом, восседающим в окружении двенадцати апостолов. Здесь уже утверждается возвращение к Богу некогда изгнанных из рая прародителей.

В иконографию Страшного суда входит композиция «Лоно Авраамово», где также изображаются праотцы, прежде всего, Авраам, Исаак и Иаков. Это один из образов рая. Обычно праотцы показаны восседающими на седалищах среди райского сада. По-древнерусски лоно — это часть человеческого тела от колен до груди, поэтому у Авраама на коленях и за пазухой изображаются множество детей, души праведных, которых как своих детей принимает отец всех верующих.

Авраама мы встречаем также в композициях «Гостеприимство Авраама», здесь он изображается вместе с Саррой, и «Жертвоприношение Авраама», где он приносит в жертву Богу своего сына Исаака. Эти сюжеты, прообразующие новозаветную жертву, получили широкое распространение в христианском искусстве. Самое раннее из дошедших до нас изображений «Гостеприимство Авраама» сохранилось в римских катакомбах на Виа-Латина, IV в., а одно из наиболее ранних изображений «Жертвоприношения Авраама» находится в росписи синагоги в Дура-Европос, ок. 250 г. Распространены были эти сюжеты и на Руси, они присутствуют уже во фресках Киевской Софии XI в., и мы можем встретить их во многих храмовых ансамблях вплоть до сегодняшнего дня.

На иконах сюжеты из истории Авраама также встречаются довольно часто, но, конечно, образ «Гостеприимство Авраама» в древнерусской традиции пользовался особенным почитанием, поскольку он воспринимался как икона «Св. Троицы».

Среди ветхозаветных сюжетов, связанных с жизнью патриархов стоит указать еще на два важных сюжета, это «Лествица Иакова» и «Борьба Иакова с Богом», эти композиции также имеют глубокий символический смысл и потому часто включались в росписи храмов.

Начиная с XVI в. сюжеты с праотцами нередко помещали на дьяконских дверях. Наиболее часто встречаются изображения Авеля, Мелхиседека, Аарона, они воспринимались как прообразы Христа, поэтому воспринимались как важная часть литургического контекста храма.
Иконография праматерей не столь обширна, как иконография праотцев. О Сарре мы уже упомянули. Изображения других ветхозаветных праведных жен довольно редки и в монументальных росписях, и в иконах. Тем более ценны те редкие памятники, к которым можно отнести Шуйскую-Смоленскую икону Богоматери, хранящуюся в местном ряду иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля. Эта икона вставлена в раму, в клеймах которой изображены восемнадцать ветхозаветных праведниц: Ева, Анна, (мать пророка Самуила), Девора, Иудифь, Иаиль (Суд., 4-5), Лия, Мариам (сестра Моисея), Ревекка, Рахиль, Раав, Руфь, Есфирь, Сусанна, Сарра, Сарептская вдова, Сунамитянка, жены царя Давида Авигея и Ависага. Клейма иконы писали иконописцы Оружейной палаты.


Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Рождественский пост, который подходит ныне к концу, обращает наше внимание на духовный подвиг людей, живших до Христа Спасителя. Большинство праздников, посвященных ветхозаветным пророкам, приходится на время Рождественского поста. И богослужения в честь ветхозаветных пророков помогают нам понять смысл и значение того служения, которое они совершали.

Два же последних воскресенья перед Рождеством Христовым, именуемых на языке церковного Устава Неделей праотец и Неделей отец, посвящены всем ветхозаветным угодникам Божиим, которые хранили обетование о пришествии в мир Спасителя. Они были верны этому обетованию, несмотря на тяжелейшие с духовной точки зрения обстоятельства тогдашней жизни.

Небольшой иудейский народ окружало море языческих стран и народов. В этих странах была мощная языческая культура, которая поражает даже нас, людей XXI века. Величественные храмы в долине Нила, египетские пирамиды как бы вобрали в себя всю мощь той языческой цивилизации. Развитые ремесла, сельское хозяйство, армия, наука, точные науки, позволявшие строить эти величественные сооружения, — всё это являло огромную мощь. Что перед этой мощью были по большей части незнатные, малоизвестные люди, жившие в Палестине, которых называли пророками? Что была их сила перед этой потрясающей воображение людей силой языческой цивилизации?

В чем же ошибочность и греховность этой цивилизации? В том, что в основе ее было поклонение ложным богам. Люди в поисках Бога зашли в духовный тупик и обожествили то, что Богом не является. И поскольку это было ложное поклонение ложным богам, то оно сопровождалось и опасным, ложным, неправильным, небогоугодным образом жизни. Люди жили по закону инстинкта, и все, что способствовало раскрепощению этого инстинкта, все, что способствовало наслаждению, и было в центре внимания тех древних людей, а все остальное должно было обслуживать эту ложную, языческую жизнь.

Нельзя сказать, чтобы языческое окружение не влияло на тех, кто сохранял веру в единого истинного Бога Творца. Многие в израильском народе, под влиянием всей этой роскоши и мощи окружавшего их мира, преклоняли свои колена пред ложными богами и, наверное, руководствовались при этом очень простым принципом: «Мы что, хуже других? Посмотрите, как они хорошо живут, какие у них мощные государства, какая у них армия, как они хорошо питаются, какие у них красивые храмы и жилища!»

Многие искушались, видя перед собой силу языческого мира. Но были и те, кто не поддавался искушениям, — их-то и называли пророками. Они шли как бы наперекор течению, оставаясь внутренне свободными и подчиненными только Богу. И Бог в ответ на этот подвиг мужественного хранения веры даровал тем людям благодать Святого Духа. Святой Дух, как исповедуем мы в Символе веры, говорил через пророков, и потому слова их несли Божественную мудрость и силу, помогали народу сохранять истинную веру, а когда народ отступал, то грозное обличение пророков помогало сохранить веру.

Значение Рождества Спасителя в том, что Он дал возможность иметь дар Святого Духа не только отдельным великим и сильным духом людям, но каждому человеку, потому что через рождение и жизнь Спасителя, через Его страдания, Крест и Воскресение нам ниспосылается благодать Святого Духа. И каждый, кто желает обрести эту благодать — ту самую, которая вдохновляла пророков, — должен лишь иметь веру в сердце и креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа. И то, что имели избранные, получаем мы все. В каждом есть Дух Святой, по слову апостола, и этот Дух способен и нас вразумлять, и нас делать сильными.

Искушения древнего мира по-прежнему остаются искушениями рода человеческого. Мы видим, как построенная некогда на христианской основе европейская цивилизация постепенно превращается в цивилизацию языческую, из которой изгоняется поклонение истинному Богу, а на место Бога возводится культ человека, культ потребления. Жизнь по закону инстинкта становится ценностью, которую эта цивилизация проповедует. И опять, как в глубокой древности, на стороне этой цивилизации — сила, которая поражает воображение; богатство, которое застилает глаза. И, наверное, многим хочется сказать: «Но ведь там так прекрасно, там такая сила, такое богатство, такие наслаждения! Я что, хуже всех? И я хочу жить так».

Как было трудно древним пророкам, ветхозаветным праотцам и отцам, противостоять искушениям! Они были в одиночестве и один на один боролись с окружавшей их языческой реальностью. Но мы сегодня не один на один противостоим языческому миру. Мы, все вместе — Церковь Божия, в которой живет и действует Святой Дух. Укрепляемые Таинством, мы просвещаем свой ум, закаляем свою волю, возвышаем свои чувства. У нас есть та сила, которой не было даже у пророков, — это сила общей веры и молитвы, это сила, которая даруется через сопричастность к Таинству Церкви.

Но как часто не хватает нам и этих сил, и нередко мы оказываемся буквально раздавлены, разрушены этими внешними обстоятельствами языческой жизни. Память о ветхозаветных святых и дается нам в преддверии праздника Рождества Христова, чтобы в полной мере оценить все то, что Бог во Христе принес людям, чтобы в полной мере почувствовать и осознать, каким великим Божественным сокровищем мы обладаем. Эти дни даны нам также для того, чтобы укрепить свою веру, осознать суетность и греховность языческого мира и делать все, чтобы наша национальная жизнь всегда питалась от своих христианских истоков, чтобы народ наш черпал из этих источников благодатную силу, действием которой наша культура становится носителем высочайших духовных ценностей.

Апостол учит нас, что наша брань не против крови и плоти (Ефес. 6:12). Да, действительно, христианин не борется с людьми, но христианин призван бороться с грехом. И да поможет нам Господь, ради нашего спасения родившийся в Вифлееме, обретать победу над всеми теми силами, которые как в древности, так и ныне борются с верой. От нашей победы, от победы рода человеческого над этими стихиями мира сего зависит существование рода человеческого. Именно поэтому вопрос о вере, о принятии Христа в сердце есть не второстепенный вопрос нашей жизни, но самый фундаментальный, от решения которого зависит не только наш личный облик, но облик всего рода человеческого. Аминь.


Слово в Неделю святых праотец

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Это воскресенье называется «неделей святых праотец», потому что оно посвящено праотцам Иисуса Христа. Что же особенно замечательного было в этих людях, в их судьбах? То, что Господь призывал их, и помогал им, и действовал через них тогда, когда уже все земное казалось бы им изменило и их оставило.

Вот наш общий праотец Авраам, отец верующих, как называл его апостол Павел. Он жил почти 4000 лет тому назад, и все равно мы его почитаем. Бог призвал его из среды язычников, идолопоклонников, и сказал ему: «Выйди из своего дома, из рода отца, из твоей страны, и иди в землю, которую я тебе покажу. Отделись от них».

Так было положено начало вере, сначала ветхозаветной, а на ней, как на фундаменте, и новозаветной. Но вот смотрите: что Бог обещает Аврааму? Если он сохранит ему верность и веру, то через его потомков благословляются все племена и народы земли. Обещает им страну, землю, на которой они будут славить Бога.

А что же мы вместо этого видим? Авраам становится старым, а он все еще бездетен... Жена его уже не может родить ребенка, и он все свое имущество должен завещать слуге Елиазару, потому что нет у него наследников. Что же Бог ему обещал? Какое же потомство у него будет, если у него нет ни одного сына, ни одной дочери?

И про землю, на которой он живет, Бог говорил: «Я тебе ее даю». Но земля эта оставалась чужой: каждым городом, каждой крепостью владели разные цари, князья и племена. А он там был никто! Он — странник и чужак.

Но вот, наконец, по благословению Божию жена его, уже потерявшая надежду, рождает ребенка. Но, когда мальчик подрос, Бог говорит, что его надо принести в жертву, как это делали язычники со своими первенцами (они приносили их в жертву языческим богам, убивая на алтаре). Значит, Авраам должен был лишиться и этого последнего утешения? Но он все равно знал, что Бог зла не хочет и не сотворит, и что умерших Он воскресит, и поэтому отправился с сыном на гору Мориа, на то место, где потом был Храм Иерусалимский. Тогда Господь сказал ему: «Я вижу твою веру, теперь Мое благословение всегда будет на тебе и на твоих потомках». И он все получил, хотя ничего не имел. Господь, указав ему на звездное небо, сказал: «Посмотри на эти звезды. Столько будет у тебя потомков. У тебя, который был бездетен, который ни на что человеческое не надеялся».

Среди этих звезд, среди этих потомков и мы с вами, ибо духовно мы все — чада этого человека, который верил Богу полностью, вопреки всему. Он знал, что Господь благ и никогда с его пути не свернет.

А через несколько веков призывает Господь другого пророка и вождя — Моисея. Вы все его знаете. Когда он родился, у него не было шансов выжить, потому что фараон приказал всех израильских детей мужского пола истреблять, чтобы они не увеличивались в числе своем. И мать, родив ребенка, не знала, что с ним делать, потому что, если заплачет дитя, закричит, то могут услышать его на улице, прийти и умертвить.

Она его прятала один месяц, другой, пока была возможность. Но ребенок рос, и она положила его в корзиночку, понесла к реке, к Нилу, который и сейчас течет в Египте, поставила корзиночку среди камышей в воде и ушла, а дочь ее, старшая сестра новорожденного мальчика, осталась следить, что будет. Не унесет ли поток корзиночку с младенцем? Не заберут ли люди? Конечно, какой же шанс выжить ребенку, брошенному в реку?

И вот в это время приходит туда купаться дочь фараона. Она услышала детский плач в камышах и послала туда своих служанок, и те принесли ей корзинку из тростника. Открыли ее и увидели там спеленутое плачущее дитя. Тогда дочь фараона сказала: «Наверное, он из детей израильских, кто-то спрятал ребенка. Я возьму его и воспитаю, как сына».

Она взяла его к себе в дом, дала ему имя Моисей, что значит по-египетски «сын», а по-израильски — «извлеченный из воды». И он вырос у нее, как сын; имел и образование, и богатство, и все условия для жизни, о которых может мечтать человек. Но, как говорится в Писании, он, познав всю мудрость египетскую, все-таки предпочел идти к своим братьям.

И когда он увидел, что братья его по вере, по плоти, страдают от угнетения царя египетского, он решил их избавить и спасти. Пришел к ним и стал говорить, что они — рабы, а должны быть свободными, но они еще больше стали бояться. Однажды он увидел, как египтянин бьет израильского раба, и Моисей заступился, ударил египтянина, а был он человек сильный, и убил того одним ударом. И, когда об этом пошел слух, пришлось ему бежать из города, и скрыться в пустыне, в горах.

Что было ему делать? Дело жизни его не удалось, царь его преследовал; и пошел Моисей по пустыне, нашел там кочевников, людей мирных, богобоязненных, женился на дочери их вождя, и пас его овец. Вот и все призвание! Пас год, пас другой, многие годы так прожил. И уже, конечно, всякая надежда в его душе погасла. И вот тогда-то Господь его призвал.

Однажды забрел он с овцами на высокую гору, и там увидел горящий куст, который пылал, но не сгорал — «Неопалимую Купину», и услышал он Голос: «Сними свою обувь — это святое место». Когда он так поступил и преклонился, Голос ему сказал: «Иди к царю египетскому и скажи: «Так говорит Господь Бог, отпусти народ мой из рабства на свободу». И опять Моисей поколебался. Он ответил: «Куда же я пойду? Как я предстану перед царем? Ведь он меня изгонит и убьет, да и вообще не допустят меня к нему. Кто я?» Ведь прошло много лет и тот царь при дворе которого он жил, давно умер, новый царь был. «Иди!» — сказал Господь.

У Моисея не могло быть никакого человеческого расчета. Но он пошел, вошел к фараону, и не своей силой, а силой Божией сказал: «Так говорит Господь Вечный. Отпусти народ мой!» Сначала фараон его прогнал, но тут начались бедствия стихийные: и падеж скота, и мор, и саранча, и тогда фараон понял, что это Господь Бог говорит устами этого человека. И разрешил всем пленникам, всему народу израильскому уйти.

И вышел народ, и во главе шел Моисей. А впереди сверкал свет. Это был огненный столб, которым Господь указывал им путь в пустыне. Но когда они подошли к берегу залива, то увидели, что сзади скачут царские солдаты, преследуют их на конях и с луками. Это опомнился царь и решил остановить израильтян, потому что ему нужна была даровая рабочая сила.

И снова казалось, что выхода нет. По-человечески размышляя, все должны были погибнуть. И тогда Господь сказал: «Протяни твой посох», и протянул Моисей, и бурный ветер пошел над заливом, и море стало расступаться, и пошел народ по колено в воде по песку. Пошел и перешел море. Когда же люди прошли, волны сомкнулись, и не могли уже догнать их всадники фараона.

Смотрите, опять на самом краю гибели помогает Господь. И вот Моисей, повел народ по пустыне, а ведь пустыня — это не Египет, где и пища прекрасная, и тень есть от деревьев, и живительная вода в реке Нил. И хотя трудна была каторжная работа, а все-таки все были сыты, одеты, обуты. А теперь — голая степь, ни одного деревца, одни камни, и люди ропщут и говорят: «Мы здесь все умрем от голода, лучше нам было быть рабами, чем идти сюда в это гиблое место».

И опять взмолился Моисей и сказал: «Господи, все кончилось у нас, нет у нас выхода и пути». И в это время через пустыню полетели перелетные птицы, они попались в расставленные сети и накормили народ. А другой раз, страдая от жажды, подошли они к скале, и Бог сказал Моисею: «Ударь один только раз, и тут будет источник». Моисей ударил один раз, но веры у него не хватило. Он ударил второй раз, и источник брызнул и потек. И измученные люди приникли к этой воде. А Господь во сне явился к Моисею и, укоряя его, сказал: «Ты ударил два раза, ты мне не поверил. Я же тебе сказал: «Только коснись камня».

Вот так в Священной истории Ветхого Завета мы видим, что Господь призывал людей, которые были в тяжких, трудных обстоятельствах, которые уже ни на что земное не могли рассчитывать. Их ожидало только отчаяние, но отчаяния они не допустили. Потом Господь Иисус сказал: «Не бойся, только веруй». Вот это они и выполнили — не боялись, а только веровали. За это-то мы и прославляем их имена сегодня. Поэтому сегодняшний день праздничный, предваряющий Рождественские дни, посвящен памяти этих мужей, которые твердо стояли в вере своей, в надежде и в любви к Господу. Аминь.

Страница 1 из 2

ПАТРИАРХИ БИБЛЕЙСКИЕ – основатели иудаизма: Авраам , Исаак , Иаков . В ветхозаветных преданиях это – прародители народа Израиля, обладающие высшим авторитетом и властью и объединенные общей генеалогией, восходящей к первому человеку (Адаму ). В качестве синонима в древнееврейских текстах используется название «отцы», в Септуагинте – «праотцы». Термин «патриархи» встречается в греческих текстах, в том числе – в Септуагинте, где он трактуется расширительно. В качестве патриархов выступают различные группы людей. 1. Прародители человечества (от Адама до Ноя), от которых произошли люди как таковые, т.е. человечество, еще не разделенное на племена и народы. Это прямые потомки Адама (Сиф, Енос, Каннан, Малелеил, Иаред, Енох, Мафусаил, Ламех и Ной), иногда к ним причисляют и сыновей Ноя – Сима, Хама и Иафета. Жизнь патриархов этой группы относят к допотопному периоду. Исключением служат Ной и его сыновья, рожденные до потопа и умершие в послепотопный период. Первый из патриархов – Адам, человек, непосредственно сотворенный Божественной волей по образу и подобию Яхве. Лишившись бессмертия из-за первородного греха, он был вынужден возделывать землю и разводить скот и тем самым явился не только первопредком всех людей, но и культурным героем, заложившим основы человеческой цивилизации. Первые сыновья Адама (Авель и Каин), как правило, не включаются в число патриархов. Каин – из-за того, что он – братоубийца, Авель – потому что не имел потомков. Вместо Авеля родоначальником народов стал третий сын Адама, Сиф. Дальнейшая генеалогия не носит однозначного характера. По одной версии, цепочка Енох–Ламех восходит к Сифу, по другой – к Каину. Соответственно, Енох, один из наиболее почитаемых патриархов, он выступает как потомок Адама или в седьмом, или в третьем (как старший сын Каина) поколении. Известен также как «учитель», религиозный наставник и идеальный правитель, установивший в обществе праведный порядок, а также как первый в иудейско-христианской традиции телесно вознесенный праведник. Важнейшей фигурой в этой группе патриархов является Ной, второй после Адама прародитель людей. Его потомки населили землю взамен человечества, истребленного всемирным потопом. Он первым из патриархов вступил в договорные отношения с Богом. С ним, как с родоначальником послепотопного человечества и представителем всего рода людского, Яхве заключил завет, обещая больше не уничтожать жизнь, подтвердив власть людей над животными. В знак этого завета он сотворил радугу. Таким образом, родословная патриархов рассматривается как продолжение миротворения на уровне истории человечества. Согласно библейским текстам, патриархи этой группы отличаются особым долголетием. 2. Первопредки народов – сыновья Ноя (Сим, Хам и Иафет), которые после потопа стали родоначальниками 70 народов. От Сима произошли семитские народы (евреи и родственные им племена Элама, Двуречья и Сирии); от Хама – хамитские племена (народы Африки, хананеи); от Иафета – яфетиды, населявшие земли к северу от семитского ареала, которые впоследствии были отождествлены с индоевропейцами. 3. Родоначальники евреев – потомки Сима (но слово «семиты» – не от слова «Сим», а от слова «шем»). В узком смысле – это три праотца: Авраам, Исаак, Иаков, которые считаются родоначальниками и других народов через побочные генеалогические ветви.