Анатоль франс - биография, информация, личная жизнь. Гиленсон Б.А.: История зарубежной литературы конца XIX - начала XX века. Франция. Глава V. Анатоль Франс: поэзия мысли Анатоль франс краткая биография

Франс Анатоль (Жак Анатоль Франсуа Тибо) (1844 – 1924 гг.)

Французский критик, романист и поэт. Родился в Париже в семье книготорговца. Литературную деятельность начинал неспешно: ему было 35 лет, когда вышел в свет первый сборник новелл. Своим детским годам он посвятил автобиографические романы «Книга моего друга» и «Маленький Пьер».

Первый сборник «Золотые поэмы» и стихотворная драма «Коринфская свадьба» свидетельствовали о нем как о подающим надежды поэте. Начало известности Франса как выдающегося прозаика своего поколения положил роман «Преступление Сильвестра Боннара».

В 1891 г. появилась «Таис», за ней - «Харчевня королевы Гусиные лапы» и «Суждения господина Жерома Куаньяра», давшие блестящее сатирическое изображение французского общества XVIII в. В «Красной лилии», первом романе Франса на современный сюжет, описывается история страстной любви во Флоренции; «Сад Эпикура» содержит образцы его философских рассуждений о счастье. После избрания во Французскую академию Франс начал публикацию цикла «Современная история» из четырех романов - «Под придорожным вязом», «Ивовый манекен», «Аметистовый перстень» и «Господин Бержере в Париже».

Писатель с лукавым остроумием изображает как парижское, так и провинциальное общество. В новелле «Дело Кренкебиля», переработанной затем в пьесу «Кренкебиль», разоблачается судебная пародия на правосудие. Сатирическая аллегория в духе Свифта «Остров пингвинов» воссоздает историю становления французской нации.

В «Жанне д Арк» Франс попытался отделить факты от легенд в жизнеописании национальной святой. Французской революции посвящен роман «Боги жаждут». Книга «На славном пути» исполнена патриотического духа, но уже в 1916 г. Франс выступил с осуждением войны. В четырех томах «Литературной жизни» он выказал себя проницательным и тонким критиком. Франс поддержал большевистскую революцию 1917 г. В начале 20-х гг. он был в числе тех, кто симпатизировал недавно созданной Французской коммунистической партии.

В течение многих лет Франс был главной приманкой в салоне своей близкой приятельницы мадам Арман де Кайаве, а его парижский дом («Вилла Сеид») превратился в место паломничества для молодых писателей - как французских, так и иностранных В 1921 г. ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.

Присущее Франсу тонкое остроумие напоминает иронию Вольтера, с которым его многое роднит. В своих философских воззрениях он развивал и популяризировал идеи Э. Ренана.

А натоль Франс - один из крупнейших французских писателей конца XIX - начала XX века. В своих произведениях он критиковал устои современного ему общества, с мастерством психолога рассматривал отношения между людьми, анализировал особенности и слабости человеческой натуры. За свое творчество он был удостоен Нобелевской премии по литературе в 1921 году. Самыми известными романами Франса стали «Преступление Сильвестра Бонара» , «Боги жаждут» , «Восстание ангелов» и «Остров пингвинов».

Мы отобрали из них 10 цитат:

В каждой перемене, даже самой желанной, есть своя грусть, ибо то, с чем мы расстаемся, - часть нас самих. («Преступление Сильвестра Бонара»)

Мы судим поступки людей, исходя из того, доставляют ли они нам удовольствие или причиняют огорчение. («Восстание ангелов»)

Неведение - условие, необходимое для человеческого счастья, и надо признать, что чаще всего люди удовлетворяются им. О самих себе мы не знаем почти ничего, о наших ближних - ничего. Неведение обеспечивает нам спокойствие, а ложь - счастье. («Боги жаждут»)

Горе не в том, что жизнь затягивается, а в том, что видишь, как все вокруг тебя уходит. Мать, жену, друзей, детей - эти божественные сокровища - природа создает и разрушает с мрачным безразличием; в конечном счете оказывается, что мы любили, мы обнимали только тени. («Преступление Сильвестра Бонара»)

Богатых приходится жалеть: блага жизни их только окружают, но не затрагивают их глубоко, - внутри себя они бедны и наги. Нищета богатых достойна жалости. («Преступление Сильвестра Бонара»)

Если богатство и цивилизация несут с собою столько же поводов к войнам, как бедность и варварство, если безумие и злоба человеческие неизлечимы, то остается сделать только одно доброе дело. Мудрец должен запастись динамитом, чтобы взорвать эту планету. Когда она разлетится на куски в пространстве, мир неприметно улучшится и удовлетворена будет мировая совесть, каковая, впрочем, не существует. («Остров пингвинов»)

Католики стали истреблять протестантов, протестанты стали истреблять католиков - таковы были первые достижения свободной мысли. («Остров пингвинов»)

Вследствие прогресса знаний становятся ненужными те самые работы, которые больше всего способствовали этому прогрессу. («Преступление Сильвестра Бонара»)

Люди никогда не будут равны. Это невозможно, хотя бы вы всё в стране перевернули вверх дном: всегда будут люди знатные и безвестные, жирные и тощие. («Боги жаждут»)

Эпикур сказал: либо бог хочет воспрепятствовать злу, но не может, либо он может, но не хочет, либо он не может и не хочет, либо, наконец, он хочет и может. Если он хочет, но не может, он бессилен; если он может, но не хочет, он жесток; если он не может и не хочет, он бессилен и жесток; если же он может и хочет, почему он этого не делает, отец мой? («Боги жаждут»)

(80 лет)

Энциклопедичный YouTube

  • 1 / 5

    Отец Анатоля Франса был владельцем книжного магазина, специализировавшегося на литературе, посвящённой истории Великой французской революции . Анатоль Франс с трудом закончил иезуитский коллеж , в котором учился крайне неохотно, и, провалившись несколько раз на выпускных экзаменах, сдал их только в возрасте 20 лет.

    С 1866 года Анатоль Франс вынужден был сам зарабатывать на жизнь, и начал карьеру библиографом. Постепенно он знакомится с литературной жизнью того времени, и становится одним из заметных участников парнасской школы .

    Умер Анатоль Франс в 1924 году. После смерти его мозг был исследован французскими анатомами, которые, в частности, установили, что его масса составляет 1017 г . Похоронен на кладбище в Нёйи-сюр-Сен .

    Общественная деятельность

    В 1898 году Франс принял самое деятельное участие в деле Дрейфуса . Под влиянием Марселя Пруста Франс первым подписал знаменитое письмо-манифест Эмиля Золя .

    С этих времен Франс стал видным деятелем реформистского, а позже - социалистического лагеря, принимал участие в устройстве народных университетов, читал лекции рабочим, участвовал в митингах, организованных левыми силами. Франс становится близким другом лидера социалистов Жана Жореса и литературным мэтром Французской социалистической партии.

    Творчество

    Раннее творчество

    Роман, принёсший ему известность, «Преступление Сильвестра Боннара» (фр.) русск. , опубликованный в 1881 году - сатира, в которой легкомыслию и доброте отдаётся предпочтение перед суровой добродетелью.

    В последующих повестях и рассказах Франса с огромной эрудицией и тонким психологическим чутьём воссоздан дух разных исторических эпох. «Харчевня королевы Гусиные лапки» (фр.) русск. (1893) - сатирическая повесть во вкусе XVIII века, с оригинальной центральной фигурой аббата Жерома Куаньяра: он благочестив, но ведёт греховную жизнь и оправдывает свои «падения» тем, что они усиливают в нём дух смирения. Того же аббата Франс выводит в «Суждения господина Жерома Куаньяра» («Les Opinions de Jérôme Coignard», 1893).

    В целом ряде рассказов, в частности, в сборнике «Перламутровый ларец» (фр.) русск. (1892), Франс обнаруживает яркую фантазию ; его любимая тема - сопоставление языческого и христианского миросозерцаний в рассказах из первых веков христианства или раннего Возрождения. Лучшие образцы в этом роде - «Святой сатир» («Saint Satyr»). В этом он оказал определённое влияние на Дмитрия Мережковского . Роман «Таис» (фр.) русск. (1890) - история знаменитой древней куртизанки, ставшей святой - написан в том же духе смеси эпикуреизма и христианского милосердия.

    Характеристика мировоззрения из энциклопедии Брокгауза и Ефрона

    Франс - философ и поэт. Его миросозерцание сводится к утонченному эпикурейству . Он самый острый из французских критиков современной действительности, безо всякой сентиментальности раскрывающий слабости и нравственные падения человеческой натуры, несовершенство и уродство общественной жизни, нравов, отношений между людьми; но в свою критику он вносит особую примиренность, философскую созерцательность и безмятежность, согревающее чувство любви к слабому человечеству. Он не судит и не морализирует, а только проникает в смысл отрицательных явлений. Это сочетание иронии с любовью к людям, с художественным пониманием красоты во всех проявлениях жизни и составляет характерную черту произведений Франса. Юмор Франса заключается в том, что его герой применяет один и тот же метод к исследованию самых разнородных на вид явлений. Тот же исторический критерий, на основании которого он судит о событиях в древнем Египте , служит ему для суждении о дрейфусовском деле и его влиянии на общество; тот же аналитический метод, с которым он приступает к отвлечённым научным вопросам, помогает ему объяснить поступок изменившей ему жены и, поняв его, спокойно уйти, не осуждая, но и не прощая .

    Цитаты

    «Религии, подобно хамелеонам, окрашиваются в цвет почвы, на которой они живут».

    «Нет магии сильнее, чем магия слова».

    "Случай - это псевдоним бога, когда он не хочет подписываться своим собственным именем"

    Сочинения

    Современная история (L’Histoire contemporaine)

    • Под городскими вязами (L’Orme du mail, 1897).
    • Ивовый манекен (Le Mannequin d’osier, 1897).
    • Аметистовый перстень (L’Anneau d’améthyste, 1899).
    • Господин Бержере в Париже (Monsieur Bergeret à Paris, 1901).

    Автобиографический цикл

    • Книга моего друга (Le Livre de mon ami, 1885).
    • Пьер Нозьер (Pierre Nozière, 1899).
    • Маленький Пьер (Le Petit Pierre, 1918).
    • Жизнь в цвету (La Vie en fleur, 1922).

    Романы

    • Иокаста (Jocaste, 1879).
    • «Тощий кот» (Le Chat maigre, 1879).
    • Преступление Сильвестра Боннара (Le Crime de Sylvestre Bonnard, 1881).
    • Страсть Жана Сервена (Les Désirs de Jean Servien, 1882).
    • Граф Абель (Abeille, conte, 1883).
    • Таис (Thaïs, 1890).
    • Харчевня королевы Гусиные Лапы (La Rôtisserie de la reine Pédauque, 1892).
    • Суждения господина Жерома Куаньяра (Les Opinions de Jérôme Coignard, 1893).
    • Красная лилия (Le Lys rouge, 1894).
    • Сад Эпикура (Le Jardin d’Épicure, 1895).
    • Театральная история (Histoires comiques, 1903).
    • На белом камне (Sur la pierre blanche, 1905).
    • Остров Пингвинов (L’Île des Pingouins, 1908).
    • Боги жаждут (Les dieux ont soif, 1912).
    • Восстание ангелов (La Révolte des anges, 1914).

    Сборники новелл

    • Валтасар (Balthasar, 1889).
    • Перламутровый ларец (L’Étui de nacre, 1892).
    • Колодезь Святой Клары (Le Puits de Sainte Claire, 1895).
    • Клио (Clio, 1900).
    • Прокуратор Иудеи (Le Procurateur de Judée, 1902).
    • Кренкебиль, Пютуа , Рике и много других полезных рассказов (L’Affaire Crainquebille, 1901).
    • Рассказы Жака Турнеброша (Les Contes de Jacques Tournebroche, 1908).
    • Семь жен Синей Бороды (Les Sept Femmes de Barbe bleue et autres contes merveilleux, 1909).

    Драматургия

    • Чем черт не шутит (Au petit bonheur, un acte, 1898).
    • Кренкебиль (Crainquebille, pièce, 1903).
    • Ивовый манекен (Le Mannequin d’osier, comédie, 1908).
    • Комедия о человеке, который женился на немой (La Comédie de celui qui épousa une femme muette, deux actes, 1908).

    Эссе

    • Жизнь Жанны д’Арк (Vie de Jeanne d’Arc, 1908).
    • Литературная жизнь (Critique littéraire).
    • Латинский гений (Le Génie latin, 1913).

    Поэзия

    • Золотые поэмы (Poèmes dorés, 1873).
    • Коринфская свадьба (Les Noces corinthiennes, 1876).

    Издание сочинений в русском переводе

    • Франс А. Собрание сочинений в восьми томах. - М. : Государственное издательство художественной литературы, 1957-1960.
    • Франс А. Собрание сочинений в четырёх томах. - М. : Художественная литература, 1983-1984.

    ФРАНС, АНАТОЛЬ (France, Anatole, псевд.; наст. имя – Жак Анатоль Франсуа Тибо, Thibault) (1844–1924), французский критик, романист и поэт. Родился 16 апреля 1844 в семье книготорговца. Литературную деятельность начинал неспешно: ему было 35 лет, когда вышел в свет первый сборник новелл. Своим детским годам он посвятил автобиографические романы Книга моего друга (Le Livre de mon ami , 1885) и Маленький Пьер (Le Petit Pierre , 1918).

    Первый сборник Золотые поэмы (Les Poémes dorés , 1873) и стихотворная драма Коринфская свадьба (Les Noces corinthiennes , 1876) свидетельствовали о нем как о подающим надежды поэте. Начало известности Франса как выдающегося прозаика своего поколения положил роман Преступление Сильвестра Боннара (Le Crime de Silvestre Bonnard , 1881).

    В 1891 появилась Таис (Taïs ), за ней – Харчевня королевы Гусиные лапы (La Rôtisserie de la reine Pédauque , 1893) и Суждения господина Жерома Куаньяра (Les Opinions de M.Jérôme Coignard , 1893), давшие блестящее сатирическое изображение французского 18 в. В Красной лилии (Le Lys rouge , 1894), первом романе Франса на современный сюжет, описывается история страстной любви во Флоренции; Сад Эпикура (Le Jardin d"Épicure , 1894) содержит образцы его философских рассуждений о счастье, состоящем в достижении чувственных и интеллектуальных радостей.

    После избрания во Французскую Академию (1896) Франс начал публикацию цикла Современная история (Histoire contemporaine , 1897–1901) из четырех романов – Под придорожным вязом (L"Orme du mail , 1897), Ивовый манекен (Le Mannequin d"osier , 1897), Аметистовый перстень (L"Anneau d"améthyste , 1899) и Господин Бержере в Париже (M.Bergeret à Paris , 1901). Писатель изображает как парижское, так и провинциальное общество с лукавым остроумием, но вместе с тем резко критически. В Современной истории упоминаются актуальные события, в частности дело Дрейфуса.

    В новелле Дело Кренкебиля (L"Affaire Crainquebille , 1901), переработанной затем в пьесу Кренкебиль (Crainquebille , 1903), разоблачается судебная пародия на правосудие. Сатирическая аллегория в духе Свифта Остров пингвинов (L"Île des pingouins , 1908) воссоздает историю становления французской нации. В Жанне д"Арк (Jeanne d"Arc , 1908) Франс попытался отделить факты от легенд в жизнеописании национальной святой, хотя сам скептически относился к любому историческому исследованию, считая суждения о прошлом всегда в той или иной степени субъективными. В посвященном Французской революции романе Боги жаждут (Les Dieux ont soif , 1912) выразилось его неверие в действенность революционного насилия; в написанном на современный сюжет Восстании ангелов (La Révolte des anges , 1914) подвергнуто осмеянию христианство. Книга На славном пути (Sur la Voie glorieuse , 1915) исполнена патриотического духа, но уже в 1916 Франс выступил с осуждением войны. В четырех томах Литературной жизни (La Vie littéraire , 1888–1894) он выказал себя проницательным и тонким критиком, однако крайняя субъективность заставляла его воздерживаться от каких бы то ни было оценок, поскольку в его глазах значимость произведения определялась не столько его достоинствами, сколько личными пристрастиями критика. Он присоединился к Э.Золя в защите Дрейфуса, а из сборника эссе К лучшим временам (Vers les temps meilleurs , 1906) явствует его искренний интерес к социализму. Франс поддержал большевистскую революцию 1917 года. В начале 1920-х годов он был в числе тех, кто симпатизировал недавно созданной французской коммунистической партии.

    В течение многих лет Франс был главной приманкой в салоне своей близкой приятельницы мадам Арман де Кайаве, а его парижский дом («Вилла Сеид») превратился в место паломничества для молодых писателей – как французских, так и иностранных. В 1921 ему была присуждена Нобелевская премия по литературе.

    Присущее Франсу тонкое остроумие напоминает иронию Вольтера, с которым его многое роднит. В своих философских воззрениях он развивал и популяризировал идеи Э.Ренана. Умер Франс в Туре 13 октября 1924.