«Русь советская»
В самом названии произведения С.А. Есенина «Русь советская» содержится сопоставление новой советской эпохи с дореволюционной. Основным композиционным приемом в поэме становится антитеза.
Лирический герой возвращается в свой «край осиротелый» и видит лишь золу и пыль на месте отчего дома. Эта сцена символизирует те перемены, которые произошли в жизни родины.
В первых строфах герой ощущает одиночество («Ни в чьих глазах не нахожу приют...»). Провидческой при этом является шестая строфа, в которой поэт утверждает, что его село родное «лишь тем и будет знаменито, Что здесь когда-то баба родила Российского скандального пиита». Высокопарно звучащее слово «пиит» сразу же ставит С.А. Есенина в один ряд с крупнейшими мастерами поэтического слова. Затем мысли об исключительности собственного таланта уступают место раздумьям о судьбе родины. Революционные события изображаются в них уже дета-лизированно, а не одним абстрактным символом урагана, как в первой строфе. Это и рассказы о Буденном, и крымские события, и агитки Бедного Демьяна. Поэт далек от любования этими рассказами. Неслучайно от них «И клены морщатся ушами длинных веток, И бабы охают в немую полутьму». Насилие противоестественно гуманистической природе человека. От жесткости революционных событий содрогнулся мир.
Лирический герой произведения вновь ощущает себя ненужным ни в личном, ни в творческом плане. Таким образом, агитки Демьяна Бедного, которые комсомольцы «наяривают рьяно», становятся поэтической альтернативой нежной есенинской лирике.
Далее автор рассуждает о поэзии, о своем понимании патриотизма. В заключительной строфе возникает образ шестой части земли с названьем кратким «Русь». Очевидно, для поэта все-таки прежний, воспринятый в детстве и ранней юности образ родины ближе современного (поэма написана в 1924 году). Соглашаясь принять все новое, он делает это не без усилий. Двусмысленно звучат есенинские строки: «Отдам всю душу октябрю и маю, Но только лиры милой не отдам». Душа и лирика поэта неделимы. И это понятно. Строки «А я пойду один к неведомым пределам, Душой бунтующей навеки присмирев», - пишет лирический герой. Эти строки свидетельствуют о начинающемся творческом кризисе автора. Он ощущает себя поэтом старой эпохи, и древнее название нашего государства «Русь» лишний раз подчеркивает это.
«Русь советскую» следует рассматривать в русле других поэм С.А. Есенина «Русь бесприютная» и «Русь уходящая». В них четче и рельефнее обрисован образ царящего в стране общественного раскола. Поэт яснее осознает себя человеком неновым («Остался в прошлом я одной ногою, Стремясь догнать стальную рать, Скольжу и падаю другою» («Русь уходящая»)). И все-таки С.А. Есенин больше, чем собственной судьбой, интересуется судьбой крестьянства после революции. В то же время он чувствует, что остался в переломную эпоху в стороне от великих событий («Я тем завидую, Кто жизнь провел в бою, Кто защищал великую идею. А я, сгубивший молодость свою, Воспоминаний даже не имею»). Нельзя не отметить многочисленных противоречий в поэмах
С.А. Есенина 1924 года. Они проявляются и в стилистических контрастах: сочетании просторечной лексики («Какого ж я рожна Орал в стихах, что я с народом дружен?») и возвышенной («пилигрим угрюмый», «Российский скандальный поэт»).
В поэме нередко возникает образ нищеты и разрухи (начиная с образа сожженного отчего дома, заканчивая пейзажем заката, который «обрызгал серые поля» и босые ноги- тополей). В «Руси бесприютной» поднимается проблема беспризорности. В «Руси уходящей» С.А. Есенин отмечает, что крестьянам «не хватает ситца и гвоздей».
В поэме «Русь советская» надежды поэта обращены к будущему, когда «пройдет вражда племен, исчезнет ложь и грусть». Произведение С.А. Есенина наряду с другими воплотило сложность восприятия противоречивой эпохи двадцатых годов и ее переходный характер.
1924 годом датируется триптих С. Есенина «Русь советская, «Русь бесприютная», «Русь уходящая», развивающий мотив прощания с деревянной деревней, с избяной Россией.
Драматическая, но с оптимистической концовкой, элегия «Русь советская
». В ней повествуется о событиях, происходящих на просторах великой страны («Тут ураган прошел. / Нас мало уцелело» — начальная строфа произведения), утверждается любовь к Родине — России — несмотря ни на что. Стихотворение заканчивается в стиле В. Маяковского — плакатно, броско, как лозунг. В концовке нет ни одного традиционного есенинского усложненного образа, стиль повествования — прозрачный, простой, точный в смысловом отношении:
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Однако вместе с этой общественно значимой ситуацией — «любить или не любить» ставшую советской Родину — в стихотворении показывается взаимоотношение поэта с родной, изменившейся деревней, «осоветившейся», свыкающейся с изменениями. Поэт через восемь лет возвращается «в край осиротелый», где все оказывается не таким, как раньше: нет отчего дома, знакомых, некому «шляпой поклониться». Самым ярким об разом-деталью, возникающим в сознании одинокого, отверженного «скандального поэта», настроенного не враждебно к новому, но глубоко обиженного, задетого за живое, становятся слова — «В своей стране я словно иностранец». «Иностранец» тем более расстроен, что его именно таким, чужим воспринимают в родном селе.
В последних строфах стихотворения автор признается в любви к Родине. Наряду с любовью к родной земле поэт ставит любовь к поэзии, раскрывает мотив рыцарской верности искусству: оказывается, его одиночество скрасит оставленная лира — символ творчества. Так, в стихотворении параллельно развиваются темы Родины и поэзии. Уверенность в том, что жизнь прожита не зря, крепнет. Ободрившись и воскреснув душой, герой-автор берет более высокую ноту: элегический пафос вытесняется одическим. И третий мотив звучит в конце произведения — мотив веры в молодое поколение, его лучшее будущее: «Цветите, юные, и здоровейте телом! ».
Вторая часть триптиха — «Русь бесприютная
» — строится на сюжете о жизни отверженных обществом детей — беспризорников — и дополняет картину, показанную в «Руси советской». Поэт адресует стихи бесприютным детям — будущему страны, в которых, возможно, гибнут Пушкин, Лермонтов, Кольцов, Некрасов, тем детям, что ночуют в случайно найденных обогреваемых местах.
В «Руси уходящей
» поэт продолжает раскрывать тему раскола общества, ведет речь о том, что и сам он пока еще «не вписался» в новую жизнь. Дважды повторяется в стихотворении рефрен «Знать, оттого так хочется и мне, / Задрав штаны, / Бежать за комсомолом». Впервые в этом стихотворении С. Есенин открыто заявил о своей послеоктябрьской раздвоенности афористическими строками:
Остался в прошлом я одной ногою.
Стремясь догнать стальную рать.
Скольжу и падаю другою.
Настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько известных песен. При этом никто не берётся положить на музыку стихи Александра Блока или Владимира Маяковского , а если такое случается, то подобные творения не приживаются в обществе: их никто не исполняет, а произведения так и остаются лирическими, а не музыкальными шедеврами.
Эти произведения помогают понять, каково теперь состояние героя, вернувшегося в родное село, где теперь все по-другому: «другие юноши поют другие песни» , «воскресные сельчане … свою обсуживают «жись» , «хромой красноармеец … рассказывает важно о Будённом, о том, как красные отбили Перекоп» . Автору удается очень точно передать контекст эпохи послереволюционных лет и времени после Гражданской войны.
Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны «агитки Бедного Демьяна» , а его «поэзия здесь больше не нужна» , и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Это напоминает ситуацию с героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», когда Базаров, утверждал, что он хорошо знает народ, а сам в их глазах был «чем-то вроде шута горохового».
Герой есенинского стихотворения чувствует себя в своей собственной стране иностранцем. Наверное, поэтому так много звучит в произведении риторических вопросов и восклицаний. Они помогают передать внутренние размышления героя и помогают выразить отношение самого автора. Испытавший разочарование герой утешает себя тем, что пел тогда «когда был край мой болен» .
А потом без ложной скромности заявляет, что он гражданин села, которое «лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита» . Но это всё бравада. Осознавая, что выпадает из «обоймы» новой эпохи, герой не просто смиряется со своей участью, он как будто благословляет юных, «здоровеющих телом» , а рассуждая о душе, признается, что отдаст «всю душу октябрю и маю» , но лиры милой не отдаст. Скорее всего, здесь выражена позиция самого поэта, вынужденного принять перемены в общественном строе, но не желающего писать об этом в своих произведениях.
Зато он верит, что рано или поздно «пройдёт вражда племён»
(видимо, так Есенин оценил Октябрьскую революцию), и тогда он получит возможность воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Осознавая необходимость происходящих перемен, Сергей Есенин всё-таки даже в этих последних строчках подчёркивает свою приверженность прошлому, используя старинное слово «Русь».
- «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
- «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
Поэзия Сергея Александровича Есенина настолько лирична и напевна, что сразу ложится на музыку. Не случайно на его стихи написано столько известных песен. При этом никто не берётся положить на музыку стихи Александра Блока или Владимира Маяковского, а если такое случается, то подобные творения не приживаются в обществе: их никто не исполняет, а произведения так и остаются лирическими, а не музыкальными шедеврами.
Еще Максим Горький писал, что Сергей Есенин не столько человек, «сколько орган, созданный природой для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия». Пожалуй, в этом и состоит основной конфликт Есенина со своей эпохой: конфликт «живого» и «железного». Видимо, в этом и заключается причина того, отчего поэзия Есенина воспринималась официальной идеологией как чуждая и враждебная, а сам Есенин, революцию принявший («приемлю все»), воспринимал «чужую юность» как сильного врага.
Ощущение своей ненужности выразит Сергей Александрович во всех произведениях, написанных в 1924-1925 годах, но особенно хочется выделить стихотворение « » , написанное поэтом после его возвращения из-за границы и поездки в мае 1924 года в свое родное село Константиново вместе с близким другом Александром Сахаровым, которому и посвящено это лирическое признание.
Само название - «Русь советская» - звучит несколько декларативно, как будто бы поэт наконец решился сказать о своем отношении к новой стране, новой власти и политическому строю. Однако после прочтения становится понятно, что герой этого стихотворения - человек, потерявший прошлое, но так и не обретший будущее. Как написал позже в статье «Памяти Есенина» Юрий Анненков, «творческая пружина Есенина, разворачиваясь, натолкнулась на грани эпохи и - сломалась». Действительно, лирическая пружина творчества Сергея Есенина могла по-настоящему развернуться только в обществе, где человек гармонирует с природой. Такая гармония ощущается в ранних стихах Есенина - «В хате», «С добрым утром!», «Берёза».
Эти произведения помогают понять, каково теперь состояние героя, вернувшегося в родное село, где теперь все по-другому: «другие юноши поют другие песни» , «воскресные сельчане … свою обсуживают «жись» , «хромой красноармеец … рассказывает важно о Будённом, о том, как красные отбили Перекоп» . Автору удается очень точно передать контекст эпохи послереволюционных лет и времени после Гражданской войны.
Но, наверное, самым неприятным открытием для героя становится тот факт, что здесь нужны «агитки Бедного Демьяна» , а его «поэзия здесь больше не нужна» , и, видимо, сам он тоже здесь не нужен. С иронией герой восклицает:
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Это напоминает ситуацию с героем романа И. С. Тургенева «Отцы и дети», когда Базаров, утверждал, что он хорошо знает народ, а сам в их глазах был «чем-то вроде шута горохового».
Герой есенинского стихотворения чувствует себя в своей собственной стране иностранцем. Наверное, поэтому так много звучит в произведении риторических вопросов и восклицаний. Они помогают передать внутренние размышления героя и помогают выразить отношение самого автора. Испытавший разочарование герой утешает себя тем, что пел тогда «когда был край мой болен» .
А потом без ложной скромности заявляет, что он гражданин села, которое «лишь тем и будет знаменито, что здесь когда-то баба родила российского скандального пиита» . Но это всё бравада. Осознавая, что выпадает из «обоймы» новой эпохи, герой не просто смиряется со своей участью, он как будто благословляет юных, «здоровеющих телом» , а рассуждая о душе, признается, что отдаст «всю душу октябрю и маю» , но лиры милой не отдаст. Скорее всего, здесь выражена позиция самого поэта, вынужденного принять перемены в общественном строе, но не желающего писать об этом в своих произведениях.
Зато он верит, что рано или поздно «пройдёт вражда племён»
(видимо, так Есенин оценил Октябрьскую революцию), и тогда он получит возможность воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
Осознавая необходимость происходящих перемен, Сергей Есенин всё-таки даже в этих последних строчках подчёркивает свою приверженность прошлому, используя старинное слово «Русь».
Тот ураган прошел. Нас мало уцелело.
На перекличке дружбы многих нет.
Я вновь вернулся в край осиротелый,
В котором не был восемь лет.
Здесь даже мельница – бревенчатая птица
С крылом единственным – стоит, глаза смежив.
Я никому здесь не знаком,
А те, что помнили, давно забыли.
И там, где был когда-то отчий дом,
Теперь лежит зола да слой дорожной пыли.
А жизнь кипит.
Вокруг меня снуют
И старые и молодые лица.
Но некому мне шляпой поклониться,
Ни в чьих глазах не нахожу приют.
И в голове моей проходят думы:
Что родина?
Ужели это сны?
Ведь я почти для всех здесь пилигрим угрюмый
Бог весть с какой далекой стороны.
Я, гражданин села,
Которое лишь тем и будет знаменито,
Что здесь когда-то баба родила
Российского скандального пиита.
«Опомнись! Чем же ты обижен?
Ведь это только новый свет горит
Другого поколения у хижин.
Они, пожалуй, будут интересней –
Уж не село, а вся земля им мать».
Ах, родина! Какой я стал смешной.
На щеки впалые летит сухой румянец,
Язык сограждан стал мне как чужой,
В своей стране я словно иностранец.
Вот вижу я:
Воскресные сельчане
У волости, как в церковь, собрались.
Корявыми немытыми речами
Они свою обсуживают «жись».
Уж вечер. Жидкой позолотой
Закат обрызгал серые поля,
И ноги босые, как телки под ворота,
Уткнули по канавам тополя.
Хромой красноармеец с ликом сонным,
В воспоминаниях морщиня лоб,
Рассказывает важно о Буденном,
О том, как красные отбили Перекоп.
«Уж мы его – и этак, и разэтак, —
Буржуя энтого…которого…в Крыму…»
И клены морщатся ушами длинных веток,
И бабы охают в немую полутьму.
С горы идет крестьянский комсомол,
И под гармонику, наяривая рьяно,
Поют агитки Бедного Демьяна,
Веселым криком оглашая дол.
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Прости, родной приют.
Чем сослужил тебе, и тем уж я доволен,
Пускай меня сегодня не поют –
Я пел тогда, когда был край мой болен.
Приемлю все.
Как есть все принимаю.
Готов идти по выбитым следам.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам.
Я не отдам ее в чужие руки,
Ни матери, ни другу, ни жене.
Лишь только мне она свои вверяла звуки
И песни нежные лишь только пела мне.
Цветите, юные! И здоровейте телом!
У вас иная жизнь, у вас другой напев.
А я пойду один к неведомым пределам,
Душой бунтующей навеки присмирев.
Но и тогда,
Когда во всей планете
Пройдет вражда племен,
Исчезнет ложь и грусть, –
Я буду воспевать
Всем существом в поэте
Шестую часть земли
С названьем кратким «Русь».
В 1924 г. Есенин первым среди литераторов того времени затронул в своих стихах тему судьбы “родных обителей” с точки зрения вновь обретенного взгляда на мир. Первым таким произведением стало стихотворение “Возвращение на Родину”, в котором звучит глубокая тоска и печаль от необратимо наступающих перемен в жизни родины и странное чувство незримой пропасти, которая пролегла между лирическим героем и “новой” деревней.
С огромной, почти эпической силой эта тема прозвучала в написанном тогда же стихотворении “Русь советская”. Это одно из самых глубоких и совершенных созданий позднего Есенина.
Само название “Русь советская” уже говорит о сложности восприятия Есениным тогдашнего уклада жизни. Слово “Русь” напоминает о многовековых традициях русского народа, о его вере, о сложном и славном историческом пути родной страны. А прилагательное “советская” звучит как антитеза, это слово говорит уже о новом строе, не имеющим ничего общего с Русью, православной Русью.
В первой же строке стихотворения звучит мотив революции, которую автор сравнивает с ураганом. Такое сравнение достаточно традиционно в русской литературе. В первом четверостишии просматривается параллель с Пушкиным, с его стихотворением “Вновь я посетил…”
…Вновь я посетил тот уголок земли,
Где я провел изгнанником два года незаметных,
Как здесь, так и в “Руси советской” звучит мотив утраченного дома. В третьем стихе Есенин использует метафору “край осиротелый”, чтобы подчеркнуть опустошенность, которую лирический герой ощутил, вернувшись в родную деревню. И действительно, эпитет “осиротелый” как нельзя лучше подходит к описанию теперешней России. Речь идет не столько об осиротевших семьях, сколько о потере исторической государственности, веры, сердечной теплоты. Здесь можно также услышать и библейский мотив блудного сына, который вернулся на родину после долгих лет странствий. Но, в отличие от библейского героя, лирический герой стихотворения не находит в родном краю прощения и радушной встречи. Наоборот, он ощущает здесь одиночество и отчужденность:
Той грустной радостью, что я остался жив?
Оксюморон “грустная радость” еще более усиливает печальную интонацию этих строк. Во второй строфе появляется образ мельницы как символа родины, символа русской деревни. Эту мельницу автор сравнивает с птицей “с крылом единственным”. Здесь слышится мотив ущербности. Как птица, неспособная летать, теряет смысл жизни, так и мельница в “новой” деревне утратила свое назначение.
В третьей строфе мотив сгоревшего дома, мотив пепелища перекликается со стихотворением Пушкина “Два чувства дивно близки нам…” Строки Есенина во многом автобиографичны. Известно, что в 1922 г. дом родителей Есенина сгорел. Но здесь пепелище на месте отчего дома олицетворяет скорее крушение старого мира, старого уклада жизни на фоне нового миропорядка.
В начале четвертой строфы “ломается” стихотворная строка. Автор выносит поэтическую мысль “А жизнь кипит…” в отдельную строку, после которой следует пауза. Здесь в глаза бросается антитеза, основанная на контрасте между суетой жизни и раздумьем лирического героя. Также звучит мотив изгнанника в родной стране. “Ни в чьих глазах” лирический герой не находит любви и понимания.
Первые 4 строфы можно назвать вступительной частью стихотворения. Главная начинается с рассуждения лирического героя. “Что Родина?” Автор выделяет этот риторический вопрос в отдельную строку, чтобы подчеркнуть его значимость. Продолжает развиваться мотив отчужденности лирического героя в родном краю. При этом лирический герой называет себя “пилигрим угрюмый”, говорит, что “в своей стране … словно иностранец”. Интересно сравнение “пилигрим”, т.е. паломник, странник, который отрекся от мирской жизни ради веры, который живет в своем, особенном мире, и люди часто его не понимают. Лирический герой, вопреки всему, верит в свою родину, в свое отечество и не может принять новой “веры”.
Ирония и боль слышатся в шестой строфе стихотворения. Первая строка выделена как риторическое восклицание. Здесь автор опять использует антитезу, совмещая в одной строфе совершенно разные по стилю слова: “баба” и “пиит”. И все это работает на усиление того болезненного чувства, которое испытывает герой. Здесь начинает звучать тема поэта и его страны.
Далее слышится мотив разлада между умом и сердцем лирического героя. Умом он понимает произошедшие перемены и верит: будущее — за молодым поколением. Но сердце отказывается принимать “новую” жизнь, чувствует лишь боль. Очень необычно, что сравнительно молодой человек
(в момент написания стихотворения Есенину было 29 лет) уступает дорогу другому поколению:
Уже ты стал немного отцветать,
Другие юноши поют другие песни.
Они, пожалуй, будут интересней —
Уж не село, а вся земля им мать.
Здесь появляется мотив завершенности жизни. В следующей строфе можно заметить прямую перекличку с уже упомянутым стихотворением “Возвращение на родину”:
И вот сестра разводит,
Раскрыв, как Библию, пузатый “Капитал”,
О Марксе, Энгельсе…
Ни при какой погоде
Я этих книг, конечно, не читал.
Эти строки в каком-то смысле объясняют фразу: ”Язык сограждан стал мне как чужой”.
Далее в стихотворении появляется эпический элемент — сюжетные картинки, с помощью которых автор изображает жизнь “новой” деревни. Для придания красочности и правдоподобия этим картинкам поэт включает слова деревенского обихода, такие, как “жись”, “буржуя энтого” и т.д. Сравнивая собрания у волости с воскресным посещением церкви, поэт поднимает проблему попранной веры.
Прием олицетворения, с помощью которого создается образ природы, был характерен и для юного Есенина. Но теперь поэт использует такие эпитеты, как “жидкий”, “босые”, сравнивает тополя с ногами тёлок. Всё это создает весьма приземленный образ деревенской природы, созвучный настроению стихотворения.
Пятнадцатая строфа стихотворения является его кульминацией.
Вот так страна!
Какого ж я рожна
Орал в стихах, что я с народом дружен?
Моя поэзия здесь больше не нужна,
Да и, пожалуй, сам я тоже здесь не нужен.
Это крик души. Здесь размышления о родной стране достигают своего апогея, герой до конца сознает свою ненужность в “новом” мире, поняв, какая непроходимая пропасть лежит теперь между ним и воспетым им когда-то русским народом. С помощью ассонанса (страна — рожна — ора л — нужна ) автор выделяет это четверостишие.
Заключительная часть стихотворения начинается с инверсии и повтора (Приемлю все // как есть все принимаю). Этот прием автор применяет для усиления логического ударения, подчеркивая готовность следовать горькому, но неизбежному жребию, “готов идти по выбитым следам”.
Отдам всю душу октябрю и маю,
Но только лиры милой не отдам, —
в этих строках выражена двойственность мироощущения поэта. Он готов смириться с новым укладом жизни, но свой дар не может приспособить к нему.
В предпоследней строфе завершается мотив смирения, примирения с действительностью. И герой желает молодому поколению: “Цветите, юные! И здоровейте телом!” Автор использует одно и то же слово для создания различных образов (“отцветать” — “цветите”), тем самым создавая своеобразную перекличку: («…Я стал… отцветать» — «Цветите, юные…»).
Герой желает молодому поколению здороветь именно телом. Не потому ли, что “здороветь” душой под распеваемые “агитки” очень трудно?
Последние две строки этого четверостишия завершают тему одиночества, сближая ее с темой вечного.
Можно заметить, что в стихотворении присутствуют разные ритмы: сначала это лирическая интонация, затем почти частушка, и в заключение — опять лирическая интонация. И лишь в последней строфе на смену этой интонации, вполне соответствующей мотиву смирения, приходит твёрдое патетическое признание, как бы вопреки всему, о чем говорилось прежде. Эта строфа написана четким, торжественным ямбом. Эти строки утверждают одно: Русь жива. Советская- это лишь одна из форм существования великой, духовно неиссякаемой страны, которую Есенин всегда воспевал в своем творчестве.
4. Как завершается работа? Если заключительная часть сочинения кажется вам недостаточно полной, расширьте ее.
Анализ стихотворения «Русь советская»