Анализ музыкального произведения георгия свиридова снег идет. Свиридов. «Снег идёт

Художественный руководитель Санкт-Петербургской академической капеллы, народный артист России, профессор - Владислав Чернушенко пригласил ансамбль концертного хора мальчиков для участия в исполнении кантаты Георгия Свиридова «Снег идёт».

«Снег идёт» состоит всего из трёх номеров и потому считается самой маленькой кантатой в российской хоровой музыке. Свиридов написал её в 1965 году на стихи Бориса Пастернака, для женского хора, ансамбля мальчиков и симфонического оркестра.

Борис Пастернак, близкий в своей жизни к музыке и музыкальный в своих стихах, тем не менее, почему-то ни разу не привлёк внимание композиторов. Свиридов выступил первооткрывателем великого поэта в музыке. Для своей маленькой кантаты композитор отобрал три стихотворения из последнего периода творчества Пастернака, объединенные темой «художник и время». Это - «Снег идёт...», «Душа» и «Ночь».

Премьера кантаты состоялась 21 декабря 1966 года в Москве, в Большом зале Консерватории. «Снег идёт», по словам музыкальных критиков, «предстает перед слушателями классическим образцом тонкости и точности в выражении большого содержания минимальными средствами. Свиридов отказывается от всего внешнего, необязательного, грозящего многословием, добиваясь предельной „ёмкости“ каждой интонации и каждого музыкального образа».

По авторскому замыслу, хор мальчиков принимает участие в исполнении третьего, последнего номера кантаты. Однако, вопреки существующей традиции, Владислав Александрович попросил мальчиков исполнить также сопрановую строчку в первом номере кантаты, расположив хор на сцене таким образом, чтобы звучание женской альтовой группы и мальчишеской дискантовой было антифонным.

Работа над сочинением, оркестровые репетиции с Владиславом Чернушенко и исполнение кантаты в зале Академической капеллы - всё это подарило мальчиками незабываемые впечатления на осенних каникулах.


Влияние поэзии на классическую музыку

1.Поэзия Бориса Пастернака и музыка Георгия Свиридова

Прочитай отрывок из стихотворения «Снег идет» Бориса Пас­ тернака (1890-1960), на которое Георгий Свиридов (1915-1998) сочинил одноимённую кантату, а затем послушай саму музыку.

Г.Свиридов

Снег идёт, снег идёт
Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идёт,
Или как слова в поэме?

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт.
К белым звёздочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплёт.

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт.
Снег идёт, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полёт,-
Чёрной лестницы ступени,
Перекрёстка поворот.

Снег идёт, густой-густой,
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Снег идёт, снег идёт,
Снег идёт, снег идёт.

Послушай фрагмент

Обрати особое внимание на тембровую красочность оркестра, выразительность звучания струнных инструментов,


челесты , флейты, чередования партий женского хора.

Ответь на вопрос:

Только ли это лирическая зарисовка зимней природы?

2. Анализ стихотворения Б.Пастернака "Снег идёт"


Большинство поздних стихов Бориса Леонидовича на тему природы посвящено зиме. Стихотворение «Снег идёт» – одно из них. Оно было написано в 1957 году.

Это лирическое произведение о быстротечности человеческой жизни:

Может быть, за годом год

Следуют, как снег идет

Или как слова в поэме?

«Снег идет» – так называется стихотворение, с этих слов оно и начинается:

Снег идет, снег идет…

Эта фраза рефреном проходит через всё произведение: она повторяется в каждой строфе, кроме четвертой и пятой, а в последней звучит трижды. Благодаря олицетворениям «снег идет», «сходит небосвод» подчеркивается единство лирического героя с окружающим его миром, их эмоцоинально-психологическое равенство. Всё, что видит лирический герой, окутано белым покрывалом. Его взгляд скользит сверху вниз, с предмета на предмет.

«Белые звездочки», «цветы герани», «оконный переплет», «черной лестницы ступени», «перекрестка поворот», «небосвод» – все попадает в поле зрения сквозь падающий снег. Постепенно снегопад усиливается: «белые звездочки» превращаются в хлопья, а в шестой строфе – «снег идет густой-густой».

Все сливается в единое целое, создается иллюзия движения, круговорота. Лирический герой становится неотъемлемой частью этого волшебного, завораживающего, сказочного действа. И мы, сами того не подозревая, погружаемся в этот мир и, подхваченные снежинками, оказываемся в круговороте.

Ощущение движения в стихотворении создается благодаря использованию глаголов настоящего времени («тянутся», «пускаются», «сходит», «проходит»). Особую роль играет глагол «идёт», который употребляется в тексте десять раз.

«Снег идет» придает стихотворной речи более плавное, напевное звучание. Параллелизм строчек «снег идет» – «жизнь не ждет» подчеркивает идейный замысел стиха.

Особую роль в этом стихотворении играет лирический герой. Он глубоко чувствует, но не увлекается своими чувствами и переживаниями. Видя окружающую его красоту, мы тоже постигаем смысл мироздания, смысл жизни. В этом и есть прелесть стихов Бориса Пастернака.

3. Задание 2.



Послушай ещё раз "Снег идёт" Г.Свиридова. Наблюдая за развитием мелодии и сопоставляя по­этический, музыкальный образы, а также образ картины «Дво­рик в Санкт-Петербурге» М. Добужинского.

Исполни "Снег идёт" вместе с записью.

Ответь на вопросы:

1. Что напоминает метрическая равномерность музыки? Как композитор, изображая пейзаж, передал безостановочный ход времени, выразил идею о его бесконечности?

2. Какую выразительную роль играет чередование партий женского хора: альт - сопрано?

3. Как звучит сопровождение хора? Какие инструменты придают музыке ощущение фантастичности, колокольности, устремлённости ввысь? В каком ладу звучит музыка этой части кантаты?

Посмотри ФИЛЬМ об инструменте симф.оркестра - ЧЕЛЕСТА

Послушай "Снег идёт" в исполнении современного музыканта Сергея Никитина.

Он по-своему исполняет эти стихи. Сравни с музыкой Г.Свиридова.

4. Георгий Свиридов - яркий представитель русского искусства

Музыка, природа родной страны, судьба человека... Имен­но эти «начала» питают вдохновение композиторов, поэтов, писателей, их размышления о смысле жизни, о красоте род­ной земли, о душевной красоте человека и о талантливых людях, которыми может по праву гордиться Отечество.

В своём творчестве Г.Свиридов постоянно обращается к вокальным жанрам. Удивительно чутко в своих романсах и хоровых произведениях он относится к слову , мастерски подчёркивая его значение и выразительность верно найденным музыкальными интонациями, ритмом, красочностью тембров голосов и оркестра . Музыка композитора уходит своими корнями в жизнь русского народа, в его душевный склад и характер, в природу России.

5. Г.Свиридов "Пушкинский венок"

В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» - концерт для хора.



Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой – единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности.

Вспомни стихотворение А.С.Пушкина "Зимнее утро".

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный -
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела -
А нынче... погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Это стихотворение открывает концерт для хора "Пушкинский венок".

Послушай

А теперь послушай ещё ещё одно произведение из "Пушкинского венка" -

Ответь на вопрос:

2. Как ты думаешь, почему творчество Георгия Свиридова сравнивают с песней?

Урок № 11

Тема: Писатели и поэты о музыке и музыкантах

Цель. Выявить общие черты связи музыки и литературы, анализируя музыкальные, поэтические и прозаические произведения.

Тип урока . Интегрированный.

Задачи урока.

    Обучающие :

    • формирование умения анализировать, сравнивать музыкальные и литературные произведения;

      развитие чувства художественного слова;

      знакомство с новыми произведениями искусства;

      расширение представлений о композиторе Г.В. Свиридове и о его музыке.

    Развивающие :

    • формирование эстетического вкуса учащихся, умения вести диалог, рассуждать, выделять основную мысль произведения;

      развитие исследовательских способностей;

      развитие интереса к музыке через творческое самовыражение;

      развитие образного мышления.

    Воспитательные :

    • привлечение внимания к творчеству русского композитора, писателя, поэта,

      определение значимости роли музыки в жизни человека;

      воспитание чувства любви к Родине;

      воспитание эмоциональной отзывчивости на произведения искусства.

Оборудование.

Компьютер, музыкальный центр, видео ряд к музыкальному произведению, видео ряд с портретами композитора Г.В.Свиридова, портрета писателя Пастернак, видео ряд родных мест Г.В. Свиридова

Материал для слушания.

Г.В.Свиридов «Запевка» на стихи И.Северянина, Г.В.Свиридов кантата «Снег идет»

ХОД УРОКА

    Музыкальное приветствие.

    Проверка по журналу.

    Повторение пройденного материала:

    • Чьи это портреты? (писатель Шукшин и композитор Гаврилин)

      Почему я эти портреты поставила рядом?

      Композитор Гаврилин, композитор какого века? (20в)

      Как называется его музыкальное произведение, которое мы слушали на прошлом уроке? («Перезвоны»)

      Что дало толчок к написанию таково музыкально произведения? Рассказы Шукшина

      Что такое «Перезвоны»? Симфония-действо

      Что такое симфония – действо? Что-то между оперой и ораторией, в нем есть слова и музыка.

      Что такое программная симфония? Симфония, с определенным содержанием, которое изложено в программе или выражено в названии.

      Чем пронизано все произведение? – колокольным звоном.

      Что такое капелла? Группа исполнителей с оркестром, или хор певчих

      Симфония – действо написано для….? Солистов, хора и ударных инструментов.

      Как назывались музыкальные номера? «Вечерняя музыка», «Молитва», «Весело на душе».

      О чем каждое произведение? Вечерняя музыка – без слов, медленное произведение, образ вечера; «Весело на душе» - народное гулянье с шутками и прибаутками, ; «Молитва» - монах, читает молитву, обращение к богу.

4. Новая тема:

    Представим, что один композитор оставил нам свое звуковое послание.

    Что можно сказать об этом композиторе? Какой страны этот композитор? О чем он хочет нам рассказать?
    Слушание «Запевки» И.Северянина, Г.В.Свиридова.

    Это русский композитор? (Да).

    Почему вы так решили? (Варианты ответов учащихся).

    О чем это музыкальное произведение? (О России, о Храме, о нашей Родине)

    Как он относится к Родине?

(Варианты ответов учащихся: композитор воспевает свою Родину, восхищается ею, любит ее и др.)

    Кто исполнил это произведение? (Смешанный хор. Музыка звучала без сопровождения).

    Кроме музыки прозвучал еще и поэтический текст. Соавторство двух творческих людей: музыканта и поэта.

Прозвучала хор «Запевка» русского композитора Г.В.Свиридова на стихи И.Северянина.

О Свиридове:

Гео́ргий Васи́льевич Свири́дов , , - , ) - советский и российский композитор, пианист.

Русский композитор, родился в один из холодных декабрьских вечеров 1915г. в г. Фатеже Курской области. В деревянном доме, который стоял у реки Усожа. Весной и летом город утопал в зелени садов, где можно было слышать пенье соловьев. Народные курские песни окружали композитора с детства. Через всю жизнь Г.В.Свиридов пронесет любовь к родной природе, родному краю. Сегодня в Фатеже, в квартире, где жил композитор, находится квартира – музей, школа искусств. Перед школой в 2006г. установлен бюст Г.В.Свиридову.

Подумаешь, тоже работа -
Беспечное это житьё:
Подслушать у музыки что-то
И выдать шутя за своё...
(А. А. Ахматова)

Тема нашего урока: « Писатели и поэты о музыке и музыкантах»

Писатели и поэты - мастера слова - пытались описать её словами, но полностью раскрыть тайну звуков не удавалось никому. Недаром русский композитор А. Н. Серов говорил: «Музыка досказывает то, что словами нельзя или почти нельзя выразить». "Музыка, может быть, самое дивное создание человека, его вечная загадка и услада," - слова писателя Виктора Астафьева.

Слушая ни один раз музыку Свиридова, русский писатель XX века Виктор Петрович Астафьев написал рассказ о музыке, о Свиридове, где он называет его емким словом «Мастер». Давайте познакомимся с фрагментом рассказа «Слово о мастере».

У. – Какое отношение к музыке у Астафьева, откуда рождается музыка, что она дает человеку? Почему Виктор Петрович называет мастером Свиридова?

Музыка – дивное создание, вечная загадка, услада.
Природа – шум ветра, шелест травы, звон опадающей листвы.
Человек – возвращает все лучшее.
У. – А чем является музыка для вас?
(Варианты ответов учащихся: колыбельная мамы, красота, чувства…)
У. – В рассказе есть один секрет, здесь спрятан ответ на вопрос: что объединяет все виды искусства?
Откуда берут свои идеи творческие люди? – Из окружающей нас жизни. Мастер тот – кто умеет все увидеть, услышать и рассказать в своем произведении...

Мы выяснили, что основной жанр – это вокальные произведения. Связь музыки и литературы. Свиридов всегда обращается к поэтам, которых, как и его волнует тема Родины, красота природы, исторические события. Любимыми поэтами были: А.Блок, А.С.Пушкин, В.Маяковский.

Послушайте стихотворение Пастернака «Снег идет»:

«Снег идет» Борис Пастернак

Снег идет, снег идет.
К белым звездочкам в буране
Тянутся цветы герани
За оконный переплет.

Снег идет, и всё в смятеньи,
Всё пускается в полет,-
Черной лестницы ступени,
Перекрестка поворот.

Снег идет, снег идет,
Словно падают не хлопья,
А в заплатанном салопе
Сходит наземь небосвод.

Словно с видом чудака,
С верхней лестничной площадки,
Крадучись, играя в прятки,
Сходит небо с чердака.

Потому что жизнь не ждет.
Не оглянешься - и святки.
Только промежуток краткий,
Смотришь, там и новый год.

Снег идет, густой-густой.
В ногу с ним, стопами теми,
В том же темпе, с ленью той
Или с той же быстротой,
Может быть, проходит время?

Может быть, за годом год
Следуют, как снег идет,
Или как слова в поэме?

Снег идет, снег идет,
Снег идет, и всё в смятеньи:
Убеленный пешеход,
Удивленные растенья,
Перекрестка поворот.

После окончания « » в 1965 году Свиридов задумал следующую маленькую кантату, на этот раз - на стихи Б. Пастернака (1890-1960). Поэзия Пастернака никогда не оставляла композитора равнодушным.

Кантат – вокально-инструментальное произведение для солистов, и оркестра.

«Снег идет» - это обращение Свиридова к поэзии Пастернака после многих десятилетий раздумий.

Для своей маленькой кантаты Свиридов отобрал три стихотворения из последнего периода творчества поэта, объединенные темой «художник и время».

1-я часть, «Снег идет», передает размеренный, безостановочный ход времени: монотонно, на одной ноте поют сопрано и альты, оркестровая партия завораживает повторением двух зыбких аккордов, убаюкивающей нисходящей интонацией. Во 2-й части, «Душа», монотонное кружение напоминает о ровном ходе времени в 1-й. Здесь скупое сопровождение с тянущимися звуками, на фоне которого разворачивается простой напев в духе городской песни, создает ощущение внутренней сосредоточенности, отрешенности от всего внешнего.

Слушаем ч.1 Снег идет

    Какой музыкальный образ создал Г.Свиридов? лирическая зарисовка зимней природы

    Как звучит сопровождение хора?

    Какие инструменты передают фантастичность картине? челеста

У. – Посмотрите, что говорит Г.В. Свиридов о поэзии: «Мне поэтическое слово кажется исключительно важным, весомым. Оно весит в сто и тысячу раз больше, чем слово прозаика. Это слова, которые отобраны поэтом, гением… И они производят на меня сильнейшее впечатление…»
Мы увидели как для музыканта стихи стали вдохновением для создания музыкального произведения.
Как талантливо это сделал Свиридов. Если человек делает что – то очень хорошо, лучше, чем другие как мы его называем?
У-ся – (Мастер.)

Вывод.

У. – Мы увидели, что литература и музыка могут быть вдохновением для творческих людей. Есть общие жанры. Есть общие средства выразительности. Идеи люди творческих профессий черпают для своих произведений из реальной жизни.

Литература, музыка всегда
Союз искусства и добра,
Союз великого, земного,
Такого близкого, родного
Искусства.

Удрас А.Ф.

    Распевание.

6. Песня

Свиридов Георгий Васильевич (1915-1997) - выдающийся композитор, пианист, народный артист СССР (1970), Герой Социалистического Труда (1975).

Ранние и поздние сочинения Свиридова различаются настолько сильно, что порой даже кажется, что они не принадлежат одному композитору.

В 1936 году Свиридов поступил в Ленинградскую консерваторию, где стал учеником Д. Д. Шостаковича. Начались годы упорного, напряженного труда, овладения композиторским мастерством. Он стал осваивать разные стили, пробовать свои силы в различных видах музыки - Свиридов сочинил в консерваторские годы скрипичную и фортепианную сонаты, Первую симфонию, Симфонию для струнного оркестра. Свиридов много работает в театре и кино. Этот опыт помог ему в создании новых крупных сочинений, которые появились в начале 1950-х годов. В ноябре 1955 года Свиридов, увлекшись поэзией Сергея Есенина, написал несколько песен на его стихи. За ними последовал ряд других, и в порыве высокого творческого вдохновения всего за две недели родилась многочастная поэма «Памяти Сергея Есенина». Она была впервые исполнена 31 мая 1956 года в Москве. Есенинские строки, с их красотою и волшебной певучестью, кажется, сами просятся на музыку. Но прочесть их композитор может по-разному. Иной раз в Есенине ценят лишь «чистого» лирика, «певца любви» под гитару. Свиридов же увидел в нем большого народного поэта, который любил Россию как сын. Как всегда, музыка Свиридова не просто музыкальная иллюстрация к полюбившимся ему стихам. Композитор, действительно, умеет «читать» поэзию, он всегда очень внимателен и чуток к неповторимым особенностям того или иного автора. Четко обозначилась основная линия творчества композитора - создание вокальной музыки, хотя инструментальные произведения не исчезают из сферы его интересов. Поначалу в творчестве Свиридова преобладали камерные жанры - песня, романс; но постепенно он переходит к более крупным формам, в частности к ораториям. И каждое его произведение отмечено одухотворенностью. Следом за ораторией «Двенадцать» на стихи А.Блока были написаны «Весенняя кантата» на стихи Н. Некрасова, кантата «Деревянная Русь» на стихи С. Есенина, несколько хоровых сочинений без сопровождения на его стихи «Вечером синим», «Табун», «Душа грустит о небесах», кантата «Снег идет» на стихи Б. Пастернака. Эти произведения, безусловно, зрелые, отмеченные высоким профессионализмом, наполненные поэтическими образами. Что касается стиля, то в них стала ярче, рельефнее выделяться городская песенная струя. В своем позднем периоде творчества Свиридов словно синтезирует гармонию бытия и тонкость чувств, что создает какую-то еще более невесомую одухотворенность и возвышенность. Примеры тому - «Весенняя кантата» на слова Некрасова (1972) с ее удивительной легкостью, свежей, как весенняя капель, первой частью, и одно из самых ярких сочинений Свиридова - Три хора из музыки к трагедии А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович» (1973). Здесь интонации старинных культовых песнопений обретают современное звучание и эмоциональную остроту. Музыка эта, пожалуй, близка древним гимнам раннего христианства с их торжественной печалью и глубоким чувством несовершенства человеческого бытия. Следует отметить и «Концерт памяти А. А. Юрлова» (1973) - своеобразный реквием в трех медленных скорбных частях с очень изысканной и сложной хоровой тканью, вызывающий грустно-светлые воспоминания о выдающемся музыканте. Это страстное, медленное, мучительное отпевание, идущее из самой глубины взволнованного сердца. В июне 1979 года, когда отмечалось 180-летие со дня рождения А. С. Пушкина, было впервые исполнено новое сочинение Свиридова «Пушкинский венок» - концерт для хора. Это десять номеров, составляющих единое целое. Десять стихотворений, на которые написаны хоры, по содержанию не связаны между собой - единым целым их делает музыка, возвышенная по настроению и одновременно конкретная в своей образности, а подчас и картинности. Свиридов несет свое понимание народного, в котором так естественно соединены чистота и целомудрие чувств, удаль и грубоватый, крепкий юмор. Так, постепенно, вырисовывается основной путь Свиридова - от молодой пылкости через трудные проблемы к философской ясности и просветленности, но везде Свиридов возвышен и герой его велик и красив, всегда Свиридов подчеркивает самое лучшее и высокое в человеке, все патетически приподнято у него! Мировую славу Свиридову принесли потрясающие хоровые циклы ("Декабристы" на слова А. Пушкина и поэтов-декабристов, "Поэма памяти Сергея Есенина", "Патетическая оратория" по В. Маяковскому, "Пять песен о России" на слова А. Блока и др.). Однако Свиридов работал и в популярных жанрах, например, в оперетте ("Огоньки", "Раскинулось море широко"), в кино ("Воскресение", "Золотой теленок" и др.), в драматическом театре (музыка к спектаклям А. Райкина, "Дон Сезар де Базан" и др.).

«Весенняя кантата» (слова Н.Некрасова).

Для смешанного хора и симфонического оркестра.

Всего в кантате 4 номера – первый и четвертый номера исполняют хор+оркестр, второй – хор a capp., третий номер – оркестр, т.о. Свиридов выражает разносторонность русского народа, русской культуры, многогранность народного творчества.

Посвящается памяти Александра Трифоновича Твардовского – русского поэта, главного редактора журнала «Новый мир», автора поэмы «Василий Теркин», ярко воплотившей характер русского народа и общенародных чувств эпохи Великой Отечественной войны.

Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877) – русский поэт, публицист.

Позднейший народный эпос Некрасова - написанная крайне оригинальным размером огромная поэма "Кому на Руси жить хорошо" (1873 - 76), уже по одним размерам своим (около 5000 стихов) не могла удастся автору вполне. В ней немало балагурства, немало антихудожественного преувеличения и сгущения красок, но есть и множество мест поразительной силы и меткости выражения. Лучшее в поэме - отдельные, эпизодически вставленные песни и баллады. Ими особенно богата лучшая, последняя часть поэмы - "Пир на весь мир", заканчивающаяся знаменитыми словами: "ты и убогая, ты и обильная, ты и могучая, ты и бессильная, матушка Русь" и бодрым возгласом: "в рабстве спасенное сердце свободное, золото, золото, сердце народное".

Хор «Песня» (второй номер кантаты)

Музыкально-теоретический анализ:

Хор написан для четырехголосного смешанного хора a capp. с divizi в каждой партии. Вступление исполняет вибрафон (ударный музыкальный инструмент, относящийся к металлическим идиофонам, с определённой высотой звучания. Изобретён в США в конце 1910-х годов).

Форма произведения – простая двух частная.

По жанру и характеру исполнения представляет собой плач- один из древних литературных жанров, характеризующийся лирико-драматической импровизацией на темы несчастий, смерти и т. п. Может оформляться как в стихах, так и в прозе. Плач получил широкое распространение в традиционной русской обрядовой и бытовой народной поэзии.

Построен хор по принципу вариационности, т.е. главная тема, прозвучавшая в запеве видоизменяется на протяжении всего хора: «Ты скажи, за что, молодой купец…»

Вторая часть каждого предложения повторяется:


за исключением заключительного предложения:

в котором отразилась вся боль, передающаяся в этом произведении. Также это подчеркивается отсутствием активного снятия – звук просто должен «раствориться». Выписанный динамический нюанс pppp это подтверждает и дает именно такую установку для руководителя хора.

Первая часть произведения исполняется женским хором, состоит из двух предложений. Вторая часть также состоит из двух предложений, но исполняется мужским хором. Т.о. композитор придал театральности хору, диаложности, противопоставления. Диалог происходит между бедной девушкой и богатым купцом. Здесь явно прослеживается идея социального неравенства.

Мелодическая линия близка народной протяжной песне с элементами плача: нисходящие м2 и б2 , паузы в конце и в начале фраз.

Темп произведения очень медленный: molto adagio =72, adagio = 44 (зависит от редакции). Такой темп выражает задумчивость, тяжелейшие переживания героев, тоску. Обе части заканчиваются poco rit . Т.о. композитор хотел подчеркнуть тоскливость, безвыходность положения героев. Данное замедление как бы ставит точку в их размышлениях и также придает им смирения.

Ритм в произведении подчинен слову – более долгие длительности на слоге с ударением, более короткие – на безударных. Это также присуще песне, как жанру.

Тональности произведения c - moll . Встречается большое количество отклонений в тональности III, VI, S ступеней.

Фактура произведения гомофонно-гармоническая с элементами полифонии подголосков.

Динамика, указанная композитором, разнообразна: от нюанса pp до нюанса ff , в некоторых фразах, с затиханием до нюанса pppp . В каждой фразе используются динамические штрихи, которые также подчинены слову, как и ритм.

Вокально-хоровой анализ:

Диапазоны хоровых партий:

Общий диапазон хора:

Тесситура для хора удобная. Баланс голосов соблюден. Даже можно говорить о том, что все партии звучат «бархатно», «глубоко». Средняя голосовая тесситура каждой порти, очень точно подобрана композитором. Все голоса находятся в равных условия. При такой динамике данная тесситура, что называется, заставляет бежать «мурашки» по всему телу. Невероятно ровно и объемно звучит хор в данной тесситуре.

По степени сложности все партии находятся в равных условиях, за исключением несколько выше средней тесситуры Т в последнем предложении, но динамика ff значительно упрощает для исполнения данный момент.

Важен артикуляционный, дикционный ансамбль внутри отдельной партии и общехоровой, поскольку слово – в песне основное выразительное средство. Композитор отдельно это подчеркнул, назвав номер именно «Песня», а не, скажем, «Любовь», что бы значительно видоизменило штрихи, приемы исполнения, возможно даже темп, но не изменило бы главной темы – темы любви.

Дирижерские трудности:

    Очень медленный темп должен оставаться медленным всегда, он должен быть комфортным как для руководителя хора, так и для исполнителей. Нужно, грубо говоря, расслабиться и получить удовольствие от данного темпа. Поскольку темп современной жизни ускорен практически до предела человеческих возможностей, то такие произведения как «Песня» туда попросту не вписываются, а задача стоит – вписать. Поэтому очень важно чтобы репетиционные моменты и моменты выступления были моментами, возможно, медитации, отдыха – как для хора и дирижера, так и для слушателя.

    Динамика должна быть естественной, не наигранной, должна отталкиваться во время исполнения, также от слова, как и отталкивался композитор. Но для этого нужно чтобы каждый участник хора и руководитель понимали «О чем?» песня. Ответив на этот вопрос динамическая картина немедленно встанет на место, как и темп.

«Маленький триптих» (1964) - одно из немногих сочинений Свиридова для симфонического оркестра. Оно, тем не менее, прочно связано с основной, «вокальной» линией его творчества. Первая часть целиком построена на интонациях знаменного распева, третья - один из символов музыки Свиридова - воскрешает образы русской старины. Самая загадочная часть - вторая - навевает воспоминания о суровой красоте, нависших громадах храмов, о кровавых страницах русской истории. Музыка «Маленького триптиха» использована в легендарном спектакле Малого театра «Царь Федор Иоаннович» (постановка Бориса Равенских).

Маленькая кантата «Снег идет» - едва ли не первое в русской музыке обращение к стихам Бориса Пастернака - написана в 1965 году. Она интересна прежде всего необычностью трактовки хора. Он у Свиридова скорее носитель не смысла, собственно мелодической выразительности, но краски. Например, в первой части («Снег идет») он поет всего лишь на двух повторяющихся нотах: в третьей части («Ночь») в партии хора и в оркестре также господствует стаккатный (отрывистый) штрих.

День первого исполнения «Поэмы памяти Сергея Есенина» 31 мая 1956 года стал знаменательным в истории русской культуры ХХ века. Именно это сочинение явило миру гений Георгия Свиридова. До этого дня были двадцать лет творчества, известность (всеобщее внимание привлекло уже первое сочинение двадцатилетнего автора - цикл романсов на стихи Пушкина), мучительное изживание влияния учителя, Дмитрия Шостаковича (в его классе в Ленинградской консерватории Свиридов занимался в 1937 - 1941). Не было - своей Темы в искусстве. И именно в этот день Художник и Тема наконец-то нашли друг друга. В «Поэме памяти Сергея Есенина» сфокусирован основной эстетический приоритет Свиридова - новый традиционализм. Музыка Свиридова проста, иногда статична, но эта простота очень сложно организована; традиционный музыкальный язык вбирает достижения музыки ХХ века - сонерику и неофольклоризм. В пору увлечения наконец- то разрешенным (хотя и дозированно) авангардом, Свиридов шел против течения - к естественной русской певческой (в широком смысле) интонации. «Поэма» стала для Свиридова первым шагом вглубь национальной традиции: впоследствии этот путь закономерно привел к абсолютному отказу от «мирской» музыки; в поздний период творчества (с начала 1980-х) композитор пишет исключительно в духовном жанре, а интонационной основой его музыки становится знаменный распев. «Поэма памяти Сергея Есенина» имела огромное общественное значение, вызвав небывалый интерес как к творчеству Есенина, так и вообще к теме русской деревни. Именно музыкальное сочинение Свиридова стоит у истоков «деревенской прозы» как мощного стилевого течения отечественной литературы конца 1950-х - середины 1980-х (среди авторов - Василий Белов, Валентин Распутин, Федор Абрамов, Борис Можаев и другие). В поэме десять номеров, и все они, так или иначе, проникнуты ностальгией по «деревянной Руси» (название кантаты, также на стихи Есенина). Замечательны две кульминации цикла - номера 9 и 10. №9 - «Я - последний поэт деревни» - тихая печальная песнь из сердечной глубины: значительность каждой ноты и фразы подчеркнута скупым оркестровым сопровождением (тоническая квинта, совсем как в «Шарманщике», финале вокального цикла «Зимний путь» Шуберта). №10 - «Небо - как колокол...» - праздничный колокольный финал, в котором, однако ощущается неоднозначное отношение автора к гибели старой Руси.

Михаил Сегельман