(1812 - 1891) создал всего три романа и один сборник путевых заметок, зато про этого автора с уверенностью можно сказать, что у него не было ни одного «проходного» сочинения. Любивший подолгу работать над своими текстами, Гончаров выверял каждое слово. Сегодня его книги входят в школьный и университетский канон, а цитаты из них известны даже тем читателям, которые обошли эти произведения своим вниманием.
Мы отобрали 20 фрагментов из текстов классика:
Странен человек! Чем счастье ее было полнее, тем она становилась задумчивее и даже... боязливее. «Обломов» |
Остерегаться не мешает: если окажется негодяй - не обманешься, а порядочный человек - приятно ошибёшься. «Обыкновенная история» |
Китайцев везде много: они и купцы, и отличные мастеровые, и рабочие. Я удивляюсь, как их еще по сю пору нет на мысе Доброй Надежды? Этому народу суждено играть большую роль в торговле, а может быть и не в одной торговле. «Фрегат „Паллада“» |
Хотя про таких людей говорят, что они любят всех и потому добры, а, в сущности, они никого не любят и добры потому только, что не злы. «Обломов» |
Короткое, ежедневное сближение с человеком не обходится ни тому, ни другому даром: много надо и с той и с другой стороны жизненного опыта, логики и сердечной теплоты, чтоб, наслаждаясь только достоинствами, не колоть и не колоться взаимными недостатками. «Обломов» |
Воспоминания - один только стыд и рвание волос. «Обломов» |
Человек, конечно, властелин земли, но он также и раб своего желудка. «Обыкновенная история» |
В любви равно участвуют и душа, и тело; в противном случае любовь неполна: мы не духи и не звери. «Обыкновенная история» |
О, как грустно разглядеть жизнь, понять, какова она, и не понять, зачем она! «Обыкновенная история» |
У мужиков не бывает аппетита. Аппетит вырабатывается праздностью, моционом и негой, голод - временем и тяжкой работой. «Обрыв» |
Гордость, человеческое достоинство, права на уважение, целость самолюбия - всё разбито вдребезги! Оборвите эти цветы с венка, которым украшен человек, и он сделается почти вещью. «Обрыв» |
Вообще большая ошибка - стараться собирать впечатления; соберёшь чего не надо, а что надо, то ускользнёт. «Фрегат „Паллада“» |
То, что иногда кажется врождённой скромностью, отсутствием страсти - есть только воспитание. «Фрегат „Паллада“» |
Ум везде одинаков: у умных людей есть одни общие признаки, как и у всех дураков, несмотря на различие наций, одежд, языка, религий, даже взгляда на жизнь. «Фрегат „Паллада“» |
Да, страсть надо ограничить, задушить и утопить в женитьбе... «Обломов» |
Уж давно доказано, что женское сердце не живёт без любви. «Обыкновенная история» |
Сердце - преглубокий колодезь: долго не дощупаешься дна. Оно любит до старости. «Обыкновенная история» |
Мудрено! С Адама и Евы одна и та же история у всех, с маленькими вариантами. Узнай характер действующих лиц - узнаешь и варианты. «Обыкновенная история» |
Человек создан сам устраивать себя и даже менять свою природу, а он отрастил брюхо да и думает, что природа послала ему эту ношу! «Обломов» |
Ничто не мешает думать и лежа. «Обломов» |
А вы видите только мрачное впереди; вам счастье нипочём… Это неблагодарность,- это не любовь,это… — Эгоизм!
Я не могу хотеть, чего не знаю.
А вы хотите, чтоб я спела? — спросила она. — Нет, это он хочет, — отвечал Обломов, указывая на Штольца. — А вы? Обломов покачал отрицательно головой: — Я не могу хотеть, чего не знаю.
- Что я раз назвала своим, того уже не отдам назад, разве отнимут.
- А любить, не страдая — нельзя.
- Что за ребенок, если ни разу носу себе или другому не разбил?
- Александр побледнел и поник головой. Эти звуки, как нарочно, внятно рассказывали ему прошедшее, всю жизнь его, горькую и обманутую. — Посмотри, какая мина у этого! — сказал кто-то, указывая на Александра, — я не понимаю, как можно так обнаружиться: я Паганини слыхал, да у меня и бровь не шевельнулась.
- Уловка лукавых людей предлагать жертвы, которые не нужно или нельзя приносить, чтобы не приносить нужных.
- Без веры нет спасения нигде и ни в чем.
- Уж давно доказано, что женское сердце не живет без любви.
- В доме воцарилась глубокая тишина; людям не велено было топать и шуметь. «Барин пишет!» — говорили все таким робко-почтительным голосом, каким говорят, когда в доме есть покойник.
- Ты не вправе лежать на боку, когда можешь делать что-нибудь, пока есть силы.
- В лице замечалась также сдержанность, то есть умение владеть собой, не давать лицу быть зеркалом души.
- Способности у него быстрые, удивительные, но лень еще удивительнее.
- В наш век без ничего — ничего и не сделают.
- Собственная совесть гораздо строже выговора.
- Ведь это не одна любовь, ведь вся жизнь такова… — вдруг пришло ему в голову, — и если отталкивать всякий случай, как ошибку, когда же будет — не ошибка?
- Самолюбие само по себе только форма; всё будет зависеть от материала, который вольёшь в неё.
- Влюбленный то вдруг заберет в голову то, чего другому бы и во сне не приснилось, то не видит того, что делается у него под носом, то проницателен до ясновидения, то недальновиден до слепоты.
- С адама и Евы одна и та же история у всех, с маленькими вариантами. Узнай характеры действующих лиц, узнаешь и варианты… Ты будешь любить, как и другие, ни глубже, ни сильнее.
- Вон этот ящик стоит и теперь у меня на комоде. Хотя разрушительная десница Фаддеева уже коснулась его, но он может доехать, пожалуй, до России.
- Понимая и уважая, вы с вашим другом сможете сказать все, что думаете прямо и откровенно или выслушать от него чистую правду о себе.
- Вы — идеал женщины! — Просто женщина.
- Пока не перевелись олухи на Руси, что подписывают бумаги не читая, нашему брату можно жить.
- Глядишь, кажется, нельзя и жить на белом свете, а выпьешь — можно жить!
- Она походила на раненого, который зажал рану рукой, чтоб досказать, что нужно, и потом умереть.
- Граф, а ест простоквашу! — шептал Адуев, с ненавистью глядя на графа.
- Она милая женщина и хитрая, и себе на уме в своих делах, как все женщины, когда они, как рыбы, не лезут из воды на берег, а остаются в воде, то есть в своей сфере…
- Да и как можно быть умнее мужа? Это грех!
- Он сближался с Агафьей Матвеевной — как будто подвигался к огню, от которого становится все теплее и теплее, но которого любить нельзя.
- Две стороны шли параллельно, перекрещиваясь и перевиваясь на пути, но никогда не запутываясь в тяжелые, неразрешимые узлы.
- Обманешь ли женщину страстью, когда её нет?
- Для нее любить — значило дышать, жить, не любить — перестать дышать и жить.
- Обломов с упреком поглядел на него, покачал головой и вздохнул, а Захар равнодушно поглядел в окно и тоже вздохнул. Барин, кажется, думал: «Ну, брат, ты еще больше Обломов, нежели я сам», а Захар чуть ли не подумал: «Врешь! ты только мастер говорить мудреные да жалкие слова, а до пыли и до паутины тебе и дела нет».
- Дружба вьёт гнездо не в нервах, не в крови, а в голове, в сознании.
- О, нужна мудреная и тяжелая школа, и эта школа — умный и опытный мужчина…
- Друзьями я называю тех, с кем чаще вижусь, которые доставляют мне или пользу, или удовольствие.
- Но вы только выпустили одно из виду, дядюшка: счастье. Вы забыли, что человек счастлив заблуждениями, мечтами и надеждами; действительность не счастливит…
- Женщина истинно любит лишь однажды.
- Никогда не посягай на личность женщины ни словом, ни делом. Оружие против женщины — снисхождение, наконец, самое жестокое — забвение…
- Женщины любят иначе, нежели мужчины, нежнее, сильнее. Для них любовь — всё…
- Недостатки везде можно найти, если захочешь искать их.
- Жизнь «для себя и про себя» — не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба.
- Не тревожьте пустыми сомнениями этого счастья, а то оно улетит.
- И ещё так адски холодно рассуждаете о любви! — Адски холодно — это ново! в аду, говорят, жарко.
- Не с тех ли пор ты разлюбил Крылова, как увидел у него свой портрет?
- И умные женщины любят, когда для них делают глупости, особенно дорогие. Только они любят большею частью при этом не того, кто их делает, а другого…
- Не ищите ненужной опытности: не она ведет к счастью.
- И, может быть, женюсь! — сказал Александр на ухо дяде. Петр Иванович не допечатал письма и поглядел на него очень серьезно. — Закрой клапан, Александр! — сказал он.
- Мужа с женой связывают общие интересы, обстоятельства, одна судьба, — вот и живут вместе; а нет этого, так и расходятся, любят других — иной прежде, другой после: это называется изменой!.. А живучи вместе, живут потом привычкой, которая, скажу тебе на ухо, сильнее всякой любви.
- Искусство само по себе, ремесло само по себе, а творчество может быть и в том, и в другом, так же точно, как и не быть. Если нет его, так ремесленник и называется ремесленник, а не творец, и поэт без творчества уж не поэт, а сочинитель.
- Любовь должна же кончиться когда-нибудь: она не может продолжаться век. -Нет, может. Я чувствую в себе эту силу сердца: я бы любил вечною любовью.
- Любить — значит жить в идеальном мире…
- Люблю! Но ведь любить можно мать, отца, няньку, даже собачонку: все это покрывается общим, собирательным понятием «люблю».
- Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать.
- Мудрость — это совокупность истин, добытых умом, наблюдением и опытом и приложимых к жизни… Это гармония идей с жизнью!
- Иным любовь удалась с первого раза, вот они и кричат, что можно любить только однажды.
- Мулаты не совсем нравятся мне. Уж если быть черным, так черным как уголь, чтоб кожа лоснилась, как хорошо вычищенный сапог. В этом еще есть если не красота, так оригинальность. А эти бледно-черные, матовые тела неприятны на вид.
- И что за пропасти: совсем нестрашные, — говорил он, — этаких у нас, в Псковской губернии, сколько хочешь!
- Не любят два раза в жизни, — думала она, — это, говорят, безнравственно…
- И радостью он наслаждался, как сорванным по дороге цветком, пока он не увял в руках, не допивая чаши никогда до той капли горечи, которая лежит в конце всякого наслаждения.
- Не странно ли, что и в горе, и в счастии в организме один и тот же процесс: тяжело, почти больно дышать, хочется плакать!
- И верующие в вечную и неизменную любовь делают то же самое, что и неверующие, только не замечают или не хотят сознаться; мы, дескать, выше этого, не люди, а ангелы — глупость!
- Невозможно научиться творческим приемам творцов. Удастся разве что подражать лучшим приемам, а в рабочий процесс творческого духа вникнуть нельзя.
- Жизнь — борьба, в борьбе — счастье.
- Нельзя играть в жизнь, как в куклы! Не шути с ней — расплатишься!
- Женщина охлаждается, когда мужчина выскажется весь.
- Но бабушка завесила зеркало. «Мешает писать, когда видишь свою рожу напротив», — говорила она.
- Дышите вы там круглый год свежим воздухом, а здесь и это удовольствие стоит денег — и все так!
- О, если б мое несчастие было только в безденежье, я бы благословил свою судьбу!
Фразы и цитаты Ивана Александровича Гончарова — (6 (18) июня 1812, Симбирск, Российская империя - 15 (27) сентября 1891, Санкт-Петербург, там же) - русский писатель, член-корреспондент Петербургской академии наук по разряду русского языка и словесности (1860), действительный статский советник.
(Пока оценок нет)
Расскажите своим друзьям:
Интересные новости:
Топ 10 самых интересных статей:
- "Обломов" - краткое содержание
Не возможно исполнить до конца свой долг, не полюбивши его.
(долг)
Мудрыми мы становимся, добыв умом и наблюдениями истины, приложив их к жизни и создав гармонию идей и действительности.
(мудрость)
Широкий ум свойственен людям с глубоким сердцем и поэтому огромная любовь стоит рядом с великим умом. Оттого самых высоких вершин гуманности способны достичь только великие сердца, великие умы.
(ум , сердце , величие)
Старую правду никогда не смутить новой - она поставит это бремя на свои плечи. Лишь болеющее, отжившее боится сделать шаг вперед.
(правда)
Есть общие признаки умных людей и все дураки похожи между собой, не разбирая наций, языков, стран, религий.
(умный , дурак)
Жить для себя не жить, а пассивно существовать: нужно бороться.
(борьба)
Фантазия напоминает паровую машину такой силы, что может и котел лопнуть.
(фантазия)
Одновременно быть умным и в то же время искренним очень трудно, а особенно это касается чувств…
(умный , искренность)
До тех пор, пока будет жить стремление к почестям, пока будут существовать охотники угодить, пока будут царствовать сплетни и безделье не как недостатки, а как стихии в нашем обществе, до тех пор, будут мелькать Фамусовы, Молчалины.
(почести , сплетня)
Любовь помнит все мелочи. В уме влюбленного человека создается сложная ткань из наблюдений, мыслей, догадок об окружении любимого, что происходит в его сфере.
(любовь)
Понимая и уважая, вы с вашим другом сможете сказать все, что думаете прямо и откровенно или выслушать от него чистую правду о себе.
Красота не может быть глупой. Всмотрись в тупую красотку, всмотрись внимательно в черты лица, в ее улыбку, во взгляд - и сразу красота ее превратится в безобразие.
(красота , глупость)
Жизнь всегда сопровождается усилиями, лишениями и тяжелым трудом, ведь она не сад с красивыми цветами.
(жизнь)
В дружбе не существует ни рабов, ни повелителей. Она для равных.
(дружба)
Невозможна жизнь без борьбы, в борьбе заключается счастье.
(борьба)
Он не верит в неизменную и вечную любовь, как и в домовых и нам этого делать не советует.
Самолюбие является двигателем и он правит волей.
(самолюбие , воля)
Пушкин огромен, мощный, сильный, богатый. Он важен для искусства нашего так же, как Ломоносов для просвещения.
Невозможно научиться творческим приемам творцов. Удастся разве что подражать лучшим приемам, а в рабочий процесс творческого духа вникнуть нельзя.
(творчество)
Людям всегда будет что находить, открывать, изобретать, потому что сам источник этих знаний неисчерпаем.
«Сон Обломова»… - эпизод, который, впрочем, имеет в себе столько целого и законченного, что его можно назвать отдельной повестью, - есть образчик того нового произведения, которое, нет сомнения, возобновит, если не усилит, прекрасные впечатления, оставленные в читателях за два года перед этим напечатанною в «Современнике» «Обыкновенной историей». В этом эпизоде снова является во всем своем художественном совершенстве перо-кисть г. Гончарова, столько замечательная в отделе мельчайших подробностей русского быта, картин природы и разнообразных, живых сцен.
Некрасов Н.А. <Сон Обломова>. СПб., 1849. //Современник. 1849. №4. Отд. 3.
Обломов и обломовщина: эти слова недаром облетели всю Россию и сделались словами, навсегда укоренившимися в нашей речи. Они разъяснили нам целый круг явлений современного общества, они поставили перед нами целый мир идей, образов и подробностей, еще недавно нами не вполне осознанных… Обломова изучил и узнал целый народ, по преимуществу богатый обломовщиной… Не спустись г.Гончаров так глубоко в недра обломовщины, та же обломовщина… могла бы нам показаться грустною, бедною, жалкою, достойною пустого смеха. Теперь над обломовщиной можно смеяться, но смех этот полон чистой любви и честных слез, о ее жертвах можно жалеть, но такое сожаление будет поэтическим и светлым, ни для кого не унизительным, но для многих высоким и мудрым сожалением.
Дружинин А.В. «Обломов». Роман И.А. Гончарова. СПб., 1859. //Прекрасное и вечное. М., 1988. С. 445.
«Обыкновенная история» - первое произведение Гончарова - громадный росток, только что пробившийся из земли, еще не окрепший, зеленый, но переполненный свежими соками. Потом на могучем отростке один за другим распускаются два великолепных цветка - «Обломов» и «Обрыв». Все три произведения - один эпос, одна жизнь, одно растение. Когда приближаешься к нему, видишь, что по его колоссальным лепесткам рассыпана целая роса едва заметных капель, драгоценных художественных мелочей. И не знаешь, чем больше любоваться - красотой ли всего гигантского растения или же этими мелкими каплями, в которых отражаются солнце, земля и небо.
Мережковский Д.С. Гончаров. СПб., 1890. //Роман «Обломов» в русской критике. С. 179.
Как видим, перед нами обыкновенная история, и она ужасна, как сама жизнь, если постичь ее в ее глубинах. И Гончаров упрямо следует материалу, как все русские, которые в своем аналитическом устремлении растворяют самое малое и самое невзрачное действие в тончайших потоках повествования. Русским, однако, является прежде всего сам тип - во всех его особенностях, которые поэт втайне внимательно наблюдал. Никогда никем не были изображены с такой психологической педантичностью те небольшие удобства, которыми окружил себя герой, вялость его пробуждения. Его искусство самооправдания и самовнушения во имя лености; можно было бы счесть Обломова единственным в своем роде гением в искусстве бездельничанья, если бы не было известно, что русские… даже в самое простое и скудное могут вложить тысячекратные осложнения…»
Стефан Цвейг. Торжество инертности. 1902.
Как Островский описал купеческое темное царство, так Гончаров изобразил в громадной картине барскую обломовщину… Простота и правдивость в построении романа у Гончарова сочетаются с архитектурной стройностью, создающей сильное эстетическое впечатление. Такова, в особенности, композиция «Обломова» - драма трех восхождений героя и трех его срывов. Прост и правдив у Гончарова и пейзаж. Прост и художественный язык…
Пиксанов Н.К. Мастер критического реализма И.А. Гончаров. Л., 1952. С. 22-24.
Афоризмы и цитаты Ивана Гончарова
Иван Александрович Гончаров – великий русский писатель, член-корреспондент Императорской академии наук, автор великих произведений, оказавших огромное влияние на русскую литературу. В своих самых крупных произведениях Гончаров не только раскрывает перед читателем некоторые уродливые социальные явления, но и производит глубокий анализ русского характера и предпринимает попытку поиска его нравственного пути. Ниже приведены некоторые афоризмы и цитаты Ивана Гончарова.«Без жертв, без усилий и лишений нельзя жить на свете: жизнь - не сад, в котором растут только одни цветы»
«Мудрость - это совокупность истин, добытых умом, наблюдением к опытом и приложимых к жизни, это гармония идей с жизнью»
«Источник знания неистощим: какие успехи ни приобретай человечество на этом пути, все людям будет оставаться искать, открывать и познавать»
«Жизнь для себя и про себя - не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово и дело, борьба»
«Жизнь - борьба, в борьбе - счастье»
«Трудно быть умным и искренним в одно время, особенно в чувстве…»
«Глупая красота - не красота. Вглядись в тупую красавицу, всмотрись глубоко в каждую черту лица, в улыбку ее, взгляд - красота ее превратится мало помалу в поразительное безобразие»
«Фантазия - это своего рода такой паровик, что дай бог только, чтобы котел не лопнул»
«Приемам творчества не научишься. У всякого творца есть свои приемы? Можно только подражать высшим приемам, но это ни к чему не ведет, а в работу творческого духа проникнуть нельзя»
«Не полюбивши долга, нельзя его исполнить»
«Ни раба, ни повелителя дружбе не надо. Дружба любит равенство»
«Ум везде одинаков: у умных людей есть одни общие признаки, как и у всех дураков, несмотря на различие наций, одежд, языка, религий, даже взгляда на жизнь»
«Великая любовь неразлучна с глубоким умом; широта ума равняется глубине сердца. Оттого крайних вершин гуманности достигают великие сердца, они же великие умы»
«Если ты не можешь прямо, откровенно, даже резко сказать другу все, что ты думаешь о нем, о его поступках, или выслушать от него такую же правду о себе, значит вы не верите по настоящему друг другу, не понимаете и не уважаете друг друга»
Помимо афоризмов и цитат Ивана Гончарова, на нашем сайте собрано множество высказываний и других известных людей. Для их поиска воспользуйтесь алфавитом в начале страницы.
Популярные статьи сайта из раздела «Сонник»
Когда снятся вещие сны?
Ясные образы из сна производят неизгладимое впечатление на человека. Если через какое-то время события во сне воплощаются наяву, то люди убеждаются в том, что сон был вещим. Вещие сны, за редким исключением, имеют прямое значение. Вещий сон всегда яркий...
.
|