А чой-то ты во фраке? (фильм). Школа Современной пьесы Совместить несовместимое в спектакле «А чой-то ты во фраке?»

Опера и балет для драматических артистов по «Предложению» А.П. Чехова

Музыка – Сергей Никитин

Текст Дмитрий Сухарев

Визитная карточка театра «Школа современной пьесы». Спектакль, выдержавший более 600 представлений, до сих пор собирает аншлаги. Первыми легендарными исполнителями ролей в нем были Альберт Филозов, Алексей Петренко, Любовь Полищук. Сегодня на сцену выходит уже новое поколение артистов.

Этот искрометный, остроумнейший спектакль раскрывает самые веселые и остроумные страницы чеховского творчества. Под аккомпанемент живого оркестра драматические артисты поют, танцуют на пуантах, и чем серьезнее они это делают, тем больше смеется публика.

Фабула знаменитой истории Чехова о Воловьих лужках, которые становятся яблоком раздора для соседствующих мечтающих породниться семей, лежит в основе двух либретто – оперного и балетного. По всем правилам жанра драматические артисты вначале исполняют сольные арии и ансамбли, а затем они же, переодетые в трико (мужчины) и пачку (дама), а также переобутые в пуанты по самым строгим правилам классического балета исполняют па-де-де, па-де-труа, а также сольные пируэты и фуэте. Артисты изящно балансируют на грани пародии, но нигде эту грань не переступают. Залогом этому служит безупречный вкус, чувство самоиронии и высокий профессионализм, с которым они решают сложные технологические актерские задачи.

Действующие лица и исполнители:

Степан Степанович Чубуков, помещик: Владимир Качан, Владимир Шульга
Наталья Степановна, его дочь: Екатерина Директоренко
Иван Васильевич Ломов, их сосед: Иван Мамонов, Николай Голубев
Дирижёр: Евгений Суслов
Инструментальный квартет:
фортепьяно - Вера Николаева
скрипка - Наталья Гейзлер
флейта - Инна Должикова
фагот - Инна Шегай

А ЧОЙ-ТО ТЫ ВО ФРАКЕ?,
Трагикомедия.
Запись спектакля по рассказу А. П. Чехова «Предложение».

Водевиль, опера и балет для драматических артистов одновременно, в легкой и изящной постановке Иосифа Райхельгауза. Постановка театра «Школа современной пьесы» (Москва) стала одним из самых популярных спектаклей начала 1990-х годов. Музыка Сергея Никитина из этого спектакля использовалась также в музыкальном фильме П. Фоменко «Поездки на старом автомобиле».

В ролях: Любовь Полищук, Алексей Петренко, Альберт Филозов.

Режиссеры: Виктор Безега,
Иосиф Райхельгауз.
Автор сценария: Дмитрий Суханов.
Композитор: Сергей Никитин.

Водевиль происходит от французского слова. Это легкая, шутливая пьеса чаще в одном или двух действиях, в которой диалоги чередуются с пением куплетов и танцами. Антон Павлович Чехов написал свои водевили в 80-90-ые годы 19 века. Особенностью его водевилей является то, что он раскрывает не комедию положения, а комедию характеров.
В "Предложении" помещик Иван Васильевич Ломов приехал к своему соседу помещику Чубукову свататься к его дочери Настасье Степановне. В процессе сватовства начинаются споры о праве собственности на Воловьи Лужки и том, чья собака лучше.Из-за споров чуть не расстроилась свадьба. Чехов высмеивает собственническую ограниченность героев.
Водевили Чехова, словно зеркало, отражают суету и нелепость нашей жизни, в которой всё же есть место и любви, и смеху. Этот лёгкий и вёсёлый спектакль позволяет зрителю не только посмеяться, но и оценить остроту и яркую образность чеховской речи, тонкую иронию и мудрость классика.

Чехов был поистине гениальным драмматургом не только больших пьес, но и малых форм, водевилей. В одном из своих писем он говорил: "Из меня водевильные сюжеты прут как нефть из бакинских недр". Нельзя выделить водевили Чехова в отдельную главу его творчества. Все его произведения, и большие и малые пьесы пронизаны стихией трагикомедии. Каждое произведение его вскрывает глупость и пошлость мелких людишек с их фальшью, бессмысленностью затей и претензий. Но Чехов верил, что человек может измениться, способен к нравственному пробуждению.
Единственный водевиль, где все заканчивается хорошо - "Медведь". Скандал главных героев оканчивается "продолжительным поцелуем". А уже в "Предложении" герои желают объясниться, но вместо этого устраивают нелепые ссоры.

Выбор именно этих произведений неслучаен. Во-первых, оба рассказа - шутки, веселые комедии положения, что одинаково привлекательно как школьникам 6-х, так и 11-х классов. Живая актерская игра и интерактивная форма способствует вовлечению школьников в действие спектакля с целью более полного (и эмоционального, и интеллектуального) сопереживания, усвоения сюжета.
Во-вторых, оба рассказа - шутки, на наш взгляд, объединены одной темой: проблемой отношений между мужчиной и женщиной в обществе. Отсюда и современное звучание представления, его злободневность. Один из актуальных вопросов нашего времени - укрепление института семьи, преодоление эгоцентризма. Именно эгоцентризм является мишенью сатиры А.П. Чехова. Процесс обучения молодого поколения должен строиться на развитии и осознании чувства Любви, ведущего к полноте жизни и творческой самореализации человека.
Цель спектакля - вскрыть ложные стереотипы поведения, сомнительные социальные условности, мешающие нормальному общению между людьми.
Этот спектакль воспитывает чувство толерантности, приоритет духовных и общечеловеческих ценностей.

В 1971 году, актрису пригласили в мюзик-холл для исполнения главной роли в спектакле «Красная стрела прибывает в Москву». Спектакль имел у публики, но Московский мюзик-холл через несколько лет фактический прекратил свое существование и актриса с 1978 года работала в «Москонцерте», выступала с монологами.
В 1978 году была удостоена первой премии Всероссийского конкурса артистов эстрады, где читала монологи Михаила Жванецкого.
В 1979-1988 годах – актриса Театра миниатюр (позже – «Эрмитаж»);
В1989-1996 годах играла в театре «Школа современной пьесы» под руководством Иосифа Райхельгауза, где участвовала в постановках «А чой-то ты во фраке?» (водевиль Д. Сухарева на музыку С, Никитина по драматической сценке Чехова «Предложение») и «Пришел мужчина к женщине».

Народная артистка России (1994 год).
Последние месяцы жила на сильных обезболивающих препаратах… И ушла из жизни 28 ноября 2006 года, в шесть часов утра, у себя дома в Большом Казённом переулке.

17.04.2018 11:56

Совместить несовместимое в спектакле «А чой-то ты во фраке?»

Текст: Алёна Лосева
Фото: Сергей Чалый

Этой весной московский театр Школа современной пьесы спешит побаловать столичных театралов одним из своих лучших спектаклей «А чой-то ты во фраке?». Мюзикл, рождённый творческим союзом Дмитрия Сухарева (либретто) и Сергея Никитина (музыка), является визитной карточкой театра. Хотя, почему именно мюзикл? Извольте, господа! Перед вами опера и балет для драматических артистов по мотивам шутки Антона Павловича Чехова «Предложение». Согласно сюжету, холостяк тридцати пяти лет, Иван Васильевич Ломов, принимает непростое для себя решение – посвататься к дочери своего соседа, помещика Степана Степановича Чубукова. Однако, в процессе сговора выясняется, что будущим родственникам крайне сложно сойтись во мнении по многим вопросам. Свадьба оказывается под угрозой.

А теперь скажите, любите ли вы оперу? А балет? А если совместить? Я почему-то сейчас ясно вижу выражение невозможной тоски на некоторых лицах. Вот, поди, выйдет на сцену пышная женщина и будет громко и неразборчиво кричать. Или нарядные танцоры будут порхать туда-сюда, и всё будет такое воздушное и неземное, но совершенно непонятно, о чём. А если совместить, то получится, что артисты мечутся по сцене, испуганные мощным вокалом непонятной женщины? Куда же вы, господа!? Не надо бежать, роняя стулья! Обещаю, что на этот раз все будет по-другому.

Дмитрий Сухарев и Сергей Никитин во главе с режиссером-постановщиком Иосифом Райхельгаузом просто не смогли бы создать скучный спектакль. Даже если бы очень постарались. Во-первых, они все давно и безнадежно талантливы, во-вторых, у них прекрасное чувство юмора, а в-третьих, сам маэстро Чехов их благословил. «А чой-то ты во фраке?» идёт на подмостках Школы современной пьесы с 1992 года! И каждый раз собирает полный зал.

На сцене всего три персонажа: Степан Степанович Чубуков, помещик (Владимир Качан), Наталья Степановна, его дочь (Екатерина Директоренко) и Иван Васильевич Ломов, их сосед (Геннадий Ткаченко).

Владимир Качан – известный бард – поёт оперу и танцует балет. Екатерина Директоренко –драматическая актриса и просто очень красивая женщина – прекрасно поёт оперу и очаровательно танцует балет. Геннадий Ткаченко – артист театра и кино, мим, звукоимитатор, участник шоу Вячеслава Полунина «Корабль дураков», обладатель потрясающего голоса, человек, создавший несколько собственных творческих проектов – изумительно поёт оперу. И обязательно приходите посмотреть, как он танцует балет! Приходите сейчас, иначе потом вам придется лететь за этим зрелищем в Берлин, где в последнее время Геннадий Ткаченко играет этот спектакль.

Балет – это серьёзно. Это действительно пуанты, фуэтэ, поддержки, прыжки и прочие классические элементы, усердно выполняемые актерами Школы современной пьесы. И не вздумайте смеяться! Постарайтесь не смеяться. Ну, хотя бы не так громко и не так часто… Похоже, что вас уже не остановить. Что ж, смейтесь на здоровье! Ведь именно для этого театр и приглашает вас на один из самых лучших своих спектаклей.

Рубрика:
Страничка спектакля на сайте театра
http://www.neglinka29.ru/play/a_choy_to_ty_vo_frake/

"Опера и балет для драматических артистов". Я представляла на спектакль какого жанра я иду. Сюжет я хорошо знала, относительно недавно видела спектакль по этому же произведению в театре "Апарте"
То бишь само по себе произведение - комедия, плюс балет для не балетных и опера не для оперных. Комедия, уходящая в фарс.
Очень точно происходившее описал подслушанный мною разговор в антракте:
- Тебе нравится спекталкь.
- Да, вполне себе. До момента, когда начали танцевать.
- Это у них просто слова закончились.

И это тоже часть спектакля, когда слова у актёров закончились, а уплОченные публикой деньги надо отрабатывать, то в ход идут всевозможные фокусы-танцы. И опять же - для этого жанра это тоже было к месту. Опера, кстати, более гармонично смотрелась, ибо песни были вплетены в сам сюжет. Собствнено, это же театр Современной пьесы. Поиски новых, неклассических форм.
Тут форма такого лёгкого балагана актёров, которым надо развлечь публику за заплаченные деньги.
Пиканстности балету особенно придаёт то, что за исключением дамы, остальные участники действа вот совсем на танцовщиков не тянут. И прямо ну ооочень очевидно, что "за что нам эти галеры?!!!". Но честно отрабатывают, как могут. А потом поклоны - это уже отдельный спекталкь в спектакле. Поют все, кстати, оочень неплохо. Ну, музыканта Владимира Качана я и до того прекрасно знала - хорошие у него были кавказские напевы в этом спектакле, ну и ремарка "кто это сочинил?". Приятно было услышать весьма достойное пение от Ивана Мамонова (хотя прыжковая балетная серия вызвала бОльший восторг публики). Ну, а Екатерина Директоренко вообще закончила косерваторию по классу вокала - там вообще всё замечательно было. И кстати, смех в балетной партии она больше вызывала цокотом пуант - ну так они и у Плисецкой цокать могут. А фуэте из Дон Кихота вообще замечательным было! Не хуже, чем у профессионалов
Осипова-Васильев

В общем на сцене происходил милый балаган на классический чехвский сюжет. Не могу сказать, что мне нравится такой жанр и я в восторге от спектакля. Но для разнообразия и ознакомления - вполне себе.
Периодически, правда, казалось, что актёры под лозунгом "всё в угоду публике" иногда перебарщивали. И про регулярную жизнь, и декольте барышни на первом балетном выходе - по-моему её (реально прекрасное) достоинство было в милиметре от выпадения. Да и на поклонах она всеми силами старалась выгодно подчеркнуть. Понятное, дело, барышня замуж хочут, актриса залу понравиться, но всё же... Тут и без того балаганчик, а какой-никакй Чехов.. Да - вот немного побрюзжала.