5 поколение людей. Трудовые ценности в поколенческом анализе: сравнение поколений Х, У и Z. Чем поколение Z отличается от других поколений

Всем здравствуйте! Существует интересная теория о похожих ценностях и особенностях поведения поколений, то есть групп людей, которые рождаются в определенный период времени и воспитываются под влиянием каких-либо масштабных событий. Эти группы людей называют поколение x y и z, и сегодня я хочу рассказать о каждом из них поподробнее.

Возникновение теории

В 1991 году Уильям Штраус и Нейл Хоув выдвинули эту идею о схожестях определенных групп людей, которые попали под влияние экономических и политических событий, или по причине активно развивающихся технологий. Её изначально стали применять для повышения уровня продаж, чтобы, учитывая особенности определенного возраста человека, иметь представление, каким образом ему предложить товар, чтобы он был им куплен.

В общем, и по сей день она находит применение в бизнесе, среди тимбилдеров, пиарщиков и менеджеров. А также очень помогает в отношениях, когда возникает непонимание между разными возрастными группами. Когда понимаешь про условия жизни и развития, к примеру, бабушки, то более приемлемо относишься к её стилю поведения, привычках, ценностях и даже ультиматумах. Ведь она росла совсем в другой обстановке, и это не её личная особенность поведения, а целого её поколения.

Генераций всего 4, и они сменяют друг друга примерно каждые 80 лет. Учёные успели отследить связь времён только за последние 500 лет, но если продолжить исследования, то вполне вероятно, что будет присутствовать схожесть особенностей характера и с людьми, жившими тысячелетие назад. Итак, существует генерация бэби-бумеров, x, y и z.

Я расскажу об условиях формирования ценностной системы и характера людей в России. Потому что в каждой стране свои исторически события, политическая и экономическая обстановка, которые оставили свой отпечаток на жизни населения. Нам ближе, понятнее и более знакомы условия, в которых жили наши родственники и живём мы.

Бэби-бумеры


Сильное поколение людей, которые родились в промежутке 1943 — 1963 годов. На этот период пришлась победа в Великой Отечественной войне, достижения в покорении космоса, и проживание Хрущёвской «оттепели». Названы так из-за того, что в это время было зафиксирован огромный всплеск рождаемости вследствие восстановления баланса после войны. Они отличаются своим патриотизмом, ведь им пришлось восстанавливать свою страну, в которую они верили и считали супердержавой.

Ценность представляют награды, грамоты, медали и всякие сертификаты. Они активны, и даже сейчас, кто ещё из них жив, стараются поддерживать своё здоровье с помощью минимальных хотя бы, но физических нагрузок. Они отлично работают в команде, общность для них очень важна. Активны, не останавливаются в своём развитии, так как имеют огромный интерес к познанию чего-то нового. Вся их жизнь посвящалась работе, к которой приступали в раннем возрасте, стремясь к самостоятельности.

Иксы


Это как раз то поколение, которое заряжало воду через телевизор, когда в 90-х годах стал популярен Чумак, или кодировалось от алкоголизма благодаря выступлениям Кашпировского. Период рождения пришёлся на 1964 – 1984 года. В это время начало увеличиваться число разводов и количество одиноких матерей, которые работали на заводах, чтобы самостоятельно воспитывать детей, вследствие чего упала рождаемость. Появились наркотики и СПИД. Война в Афганистане также повлияла на качество жизни и ценностную систему.

Иксы отличаются гиперответственностью, поэтому на первое место ставят заботу о других, иногда даже жертвуя собственными интересами. Из-за того, что их родители жили в сложное время, многие из которых были детьми войны, то не научились заботиться и дарить любовь. Поэтому иксы, недополучив ласку и внимание в детстве, ищут их уже в партнере. Любви и семьи хотелось настолько, что многие женщины готовы были терпеть избиение мужа, или его пристрастие к алкоголю.

Разница с их предшественниками в том, что они не готовы были работать на общественное благо, предпочитая заниматься самообразованием и познанием себя. Считается, что именно эта генерация больше подвержена возникновению депрессии. Так как большей частью в жизни испытывали тревогу, беспокойство и ощущение внутреннего конфликта, эмоциональной неустойчивости. Видимо из-за того, что игнорировали собственные желания и потребности, предпочитая удовлетворять чужие.

Игреки


Называют генерацией нулевых или миллениум (1984 – 2003). На формирование их ценностей повлиял распад СССР, появление новых технологий, теракты и военные конфликты. Газетам и книгам предпочитают интернет, где могут получить любые знания и узнать о новостях в мире. Эти люди отличаются своей наивностью, в силу того, что информация доступная, у них нет необходимости искать запрещённую цензурой литературу, в то время как у иксов гласности не было совсем, и им приходилось с подозрительностью изучать какие-либо материалы.

Игреки ценят свою свободу, они оптимистичные и веселые. Поколение бэби-бумов, достигшее цели, поднявшее целую страну, совсем не понимает игреков, готовых подчиняться и подстраиваться, а особенно за их непринятие недостатков других людей. Миллениумы отличаются от остальных тем, что для семейной жизни стремятся выбрать равноправного партнера, который будет вдохновлять на достижение каких-либо целей, который умеет поддерживать.

Уделяют внимание уровню качества своей жизни, желая получать удовольствие и удовлетворение. Поэтому для них важнее карьера, чем создание семьи. Не спешат с рождением детей, и не стремятся планировать своё будущее. Потому что экономический кризис, «сломавший» многих людей, показал нулевым, что стоит заботиться о настоящем и жить здесь и сейчас, в силу того, что будущее изменчиво и ненадежно. Они гибкие и умеют приспосабливаться к новым условия.

Не ценят знания, считая, что успеха можно добиться благодаря своим ресурсам, знакомствам и умению «крутиться». Такое обесценивание произошло из-за того, что они наблюдали, как родители, имевшие высшее образование, учёные и доктора наук, вынуждены были идти торговать на рынок из-за перестройки в стране, чтобы выжить.

Зэты


Сейчас ещё это дети, наше недалекое будущее, которое родилось или родится в период 2003 – 2023 годов. Они не знают, что такое голодомор, ощущают на себе заботу и любовь родителей, которые стремятся обеспечить им качественную жизнь. Можно предположить, что благоприятные условия их «взращивания» поспособствуют развитию здоровой ценностной системы, умению строить отношения, которые не разрушают личность, а помогают ей раскрыть свои возможности.

Зэты, в отличие от иксов, будут понимать, что, прежде всего, им необходимо обучение и получение знаний. И что они смогут опираться на них. И уже отличаются даже от нулевых тем, что схватывают новую информацию очень быстро. А освоение технологий совсем не представляет для них никакого труда. Ребёнок, рождённый в этот период, научается обращаться с телефоном или планшетом очень рано, порой, ещё не умея говорить.

Порой удивляет их возраст и стиль, потому что с развитием индустрии моды, в свободном доступе огромное количество красивой одежды, и малыши уже с ранних лет придают значение тому, как выглядят, желая быть модными и красивыми. Они очень свободолюбивы и с малых лет пытаются отстаивать своё мнение, требуя его принимать во внимание. Огромное количество возможностей вокруг помимо того, что развивает, но и сказывается на стиле поведения.

Зэты склонны к истерикам и капризам, они просто требуют то, что им захотелось. Эксперты считают, что эта генерация не будет способна находить компромиссы, и тем более прикладывать усилия для достижения своих целей. К тому же, столкнувшись с неудачей, эти дети в будущем будут сдаваться, вместо того, чтобы искать варианты решения. А это будет способствовать развитию неуверенности в себе, они не будут рисковать, чтобы добиться успеха.

Заключение

На этом всё, уважаемый читатель! Независимо от того, сколько лет вам или вашим близким, и к какому типу они относятся, следует помнить, что эта характеристика общая, которая не исключает индивидуальности в проявлениях, восприятии и свойствах характера. Просто условия, в которых жилы мы и наши родные, очень разные, и если это понимать, то вы сможете принимать другого таким, какой он есть, не пытаясь навязать свое видение.

В России много говорят о поколении Y ― людях, которые родились с 1981 по 1995 год. Кто они такие, что любят, как им угодить ― все потому, что миллениалы в современной России являются ключевой аудиторией для сферы e-commerce: их много, они платежеспособны и активны в сети.

В развитых странах на первый план уже постепенно выходит поколение Z, и уже начинают адаптировать под них свои стратегии. Это связано с тем, что, во-первых, рынок электронной коммерции в Штатах развивается более стремительно, а во-вторых, из-за исторических и экономических особенностей в России градация поколений смещена на несколько лет. Многие западные тенденции находят отклик и у нас (часто с задержкой в 3-5 лет), поэтому важно понимать, где мы будем сравнительно скоро и что с этим делать.

Для начала немного теории: по американской классификации сейчас на свете живут 4 основных поколения, значимых для сферы e-commerce:

Беби-бумеры ― те, кто родились сразу после войны. Для них характерны оптимизм, заинтересованность в личностном росте, достойная награда за труды, в то же время коллективизм и командный дух. Бумеры сейчас постепенно осваивают интернет (в том числе и российские: в 2017 году количество пользователей рунета достигло 90 млн человек, а это 73% населения РФ), но делают это не настолько интенсивно, чтобы представлять широкий интерес для представителей e-commerce.

Поколение X ― люди, появившиеся в период спада рождаемости, после демографического бума. Они готовы к изменениям, ценят возможность выбора, стремятся учиться на протяжении всей жизни. Надеются в первую очередь на себя и верят в равноправие полов. «Иксы» ― последние свидетели мира до цифровых технологий и единственные, кто могут в полной мере оценить, как было «до» и как стало «после». Согласно исследованиям , они в основном доверяют традиционным СМИ: 62% читают газеты, 48% слушают радио и 85% смотрят любимые ТВ-передачи. Люди этого поколения не являются фанатичными пользователями интернета, поэтому, как и беби-бумеры, они нецелевая аудитория онлайн-ритейлеров.

Поколение Y , также известные как , заметно отличается от своих родителей высокой самооценкой, цифровой грамотностью и неготовностью трудиться так же тяжело, как предыдущие поколения. В России к нему относят тех, кто родился с 1985 по 2000 год в новых социально-экономических условиях и взрослел, наблюдая перестройку и распад СССР. В США к этому поколению относят людей 1981-1995 года рождения, так как опираются на резкий подъем рождаемости, который начался в 1982 году, ― именно поэтому в России ритейлеры все еще ориентируются на поколение Y. В то время как в Штатах уже активно работают с представителями поколения Z, или пост-миллениалами.

Поколение Z не видело мир без интернета, для них норма быть онлайн 24/7. Они совсем не думают о судьбах родины и имеют гораздо больше общего с друзьями в , чем с гражданами своей страны. Часто безответственны и подвержены модным течениям. В 2017 году на территории США родилось 74 миллиона пост-миллениалов, сейчас поколение Z составляет 23% всего населения Штатов.

Какое оно, поколение Z?

Мы провели исследование представителей поколения Z во всем мире, чтобы разобраться: какие они, что им нужно и как влюбить их в себя?

    Вовлеченные

Технологии развивались вместе с пост-миллениалами, поэтому для этого поколения характерно глубокое погружение в цифровое пространство. С помощью смартфонов они исследуют мир и не подумают о покупке, пока не посоветуются со своими друзьями. «Зеты» в Штатах проводят онлайн с мобильного больше времени, чем все остальные поколения.

    Любопытные

Несмотря на то что поколение Z воспринимает свой смартфон как пульт от жизни, для них важны тактильные ощущения и личный опыт, и пока что онлайн-шоппинг полностью не удовлетворяет их жажду познавать.

    Убежденные

Их жизненные устои привиты социальными авторитетам (ближайшее окружение, блогеры, публичные личности) и непоколебимы ― это, конечно, минус для ритейлеров. Но! Сейчас в Америке «Зеты» только входят в этап взросления: скоро они смогут распоряжаться собственными деньгами и поэтому открыты для новых марок и брендов ― это плюс.

Какие факторы важны покупателям при онлайн-шоппинге

«Зеты» ценят возможность познакомиться с товаром лично, поэтому им комфортен webrooming: возможность сначала изучить всю доступную информацию в интернете, а потом купить продукт в физическом магазине ― согласно результатам нашего исследования, 34% опрошенных предпочитают именно такую механику. 23% регулярно делают наоборот: видят вещь в магазине, а покупают онлайн. Интересно, что развивающийся сейчас в России формат «click&collect» (заказал онлайн, забрал в точке самовывоза) не так уж и близок пост-миллениалам во всем мире: всего 34% из них регулярно пользуются этой услугой.

Мобильное общение во многом определяет жизнь пост-миллениалов во всем мире, они проводят большую долю своего времени в соцсетях: 49% заходят в несколько раз в день, почти столько же активно (43%) пользуются Snapchat, который в России еще совсем не популярен. «Зеты» проводят 42 часа в неделю за стримингом видео, и в целом их привлекают любые видеоформаты.

Их отношения с ритейлом? Все сложно

«Зеты» признаются, что современные реалии e-commerce их не удовлетворяют: 45% утверждают, что им сложно онлайн найти товар по душе, 43% говорят, что им не так кофмортно покупать в интернете. В целом поколение Z можно назвать самым недовольным поколением из всех. Что могут сделать ритейлеры, чтобы привлечь пост-миллениалов и повысить их чувство удовлетворенности?

Не забывайте про офлайн

Несмотря на звание «цифровое поколение», пост-миллениалы готовы взаимодействовать с миром и без применения различных устройств, ведь они молоды и мобильны. Поэтому присутствие в физических магазинах поможет увеличить доверие к марке и даст возможность изучить товар лично. 71% «зетов» в мире говорят, что с удовольствием ходят по магазинам, чтобы понять, что в тренде, а 80% любят посещать новые точки продаж. При этом для них крайне важны необычный дизайн помещения и уникальность представленных товаров.

Количество пост-миллениалов, использующих соцсети несколько раз в день

Пример 1. Sephora нашла способ разнообразить опыт покупателей в офлайн-магазинах, установив сенсорные экраны, которые помогают с подбором косметики. В рамках мастер-классов клиенты могут сделать бесплатный макияж от стилистов, а используя экраны, тестировать различные тональные средства, консилеры, парфюм и многое другое без необходимости открывать многочисленные баночки. Так бьюти-ритейлер оставляет в магазине эксперта-помощника, но оптимизирует выбор из многообразия средств.

Пример 2. Интернет-магазин BUTIK в поисках каналов для привлечения новой аудитории решил разобраться, что движет их покупателями, которые выбирают офлайн- или онлайн-шопинг, каковы точки их «цифрового пересечения». С помощью наших технологий ритейлеру удалось проанализировать данные о покупателях из интернета и настроить персонализированный таргетинг. В итоге конверсия увеличилась на 27%.

И про онлайн

Виртуальное пространство ― естественная среда обитания пост-миллениалов. Полная картина сложится благодаря веб-сайту с качественными фото и описаниями продуктов, оптимизированному для смартфона, мобильного приложения и присутствия в социальных сетях. Поколение Z должно знать, что бренд с ними на одной волне.

Среднее количество часов в неделю, которые проводят представители разных поколений за просмотром видеоконтента

Пример. Интересную методику вовлечения в онлайн-шопинг использовала Maybelline: чтобы персонализировать онлайн-общение с покупателями, бьюти-гигант запустил приложение, которое позволяет виртуально нанести макияж. Лицо сканируется, анализируется по более чем 60 характеристикам, и далее ритейлер предлагает товары, которые позволят создать подобный лук в реальности.

Работайте на индивидуальность

«Зеты» обожают персонализированный подход. Сделайте шаг навстречу, проанализировав информацию о покупателях и порекомендуйте подходящий товар: 36% пост-миллениалов считают рекомендации необходимыми. Один из топовых ритейлеров Великобритании, продавец одежды New Look после анализа больших данных и персонализации рекомендаций по своим товарам стал получать в 4 раза больше заказов, снизив стоимость привлечения покупателя на 74%.

Как покупают пост-миллениалы

Чтобы их привлечь, товары должны быть представлены на витрине в самом лучшем виде ― в идеале, они должны быть представлены в лимитированной коллекции. Для «зетов» дизайн магазина часто становится решающим фактором для его посещения. Так, кастомизированные ярмарки, которые проходят в непривычных местах, маркеты, стилизованные ритейл-зоны, где «зеты» получают возможность подобрать для себя вещь ручной работы, становятся новым словом в ритейле. Также результаты нашего исследования говорят о том, что «зеты» ― самое тактильное из все поколений, им крайне важно почувствовать товар на ощупь.

На первый взгляд, поколение Z может показаться детьми, чьи покупки зависят от мнения родителей. Однако так будет не всегда. Совсем скоро российские пост-миллениалы начнут самостоятельно зарабатывать и принимать решения. Важно начать разбираться в тонкостях этого поколения сейчас, чтобы через 3-5 лет предложить им оптимальный покупательский опыт. Ну, и не забывайте, что уже сейчас старшее поколение советуется при выборе гаджетов и техники со своими детьми ― поэтому ИТ-ритейлерам пора ориентироваться именно на «зетов».

В 90 – годах возникла теория поколений , авторами и создателями которой являются ученые Нейл Хоув и Вильям Штраус. Они параллельно, не связано друг с другом, стали активными исследователями различных поколений. Их заинтересовал конфликт между людьми, при котором отсутствуют возрастные разногласия. Под руководством координатора проекта Rugenerations – Евгении Шамис, группой специалистов была осуществлена попытка внедрения данной теории применительно для Российского общества в 2003-2004годах.

Идея теории поколений заключается в оценке ценностей и приоритетах людей, которые причислены к среднему классу. Понятие поколение включает в себя совокупность или общность людей, объединенных конкретными датами рождения в определенный период и которых объединяют одинаковые условия влияния событий, а также связывают особенности и характер воспитания с установленными ценностями. Идейный смысл заключается в том, что именно общность ценностей и их родство, а не возрастной критерии закладывает основу для будущего поколения. Ценности внедряются и укореняются ежедневно и постепенно, зачастую неосязаемо для нас. Но именно наша модель поведения, наше общение и взаимопонимание друг с другом, наша лояльность и умение избегать, решать конфликтные ситуации, и то, что влияет на наше развитие и сознание, наш выбор и наши цели строят, определяют и закладывают основу для наших ценностей.

Теория поколений в России

Характерной чертой, которая выделяет теорию в России, состоит в том, что население, относящиеся к среднему слою общества делится на две группы. В первую группу входят люди, обладающие достаточными финансовыми средствами и имеющие стабильное благополучие. Во вторую группу можно определить людей, которые получили высшее образование. Поэтому применяя теорию поколений к России, специалистами принято употребление понятия большинства.

В настоящее время в России выделяют проживающих следующих поколений:

Поколение Победителей или поколение GI (1900-1923г.р.)
Ценности данного поколения получили свое формирование под влиянием произошедших двух революций 1905 и 1917 годов, процесса коллективизации и электрификации.
Данному поколению присущи семейные ценности, любовь к труду, высокая степень ответственности, высокие религиозные убеждения, чтимые традиции и твердость суждений.

Молчаливое поколение (1923-1943 г.р.)
Ценности данного поколения устанавливаются под воздействием жестких репрессий, началом и ведением Второй мировой войны, поднятием страны после разрушения и появления антибиотиков.
Формируются и выделяются новые ценности как честь и достоинство, неукоснительное соблюдение законов, преданность Родине, должностной статус.

Поколение Беби – Бумеров (1943-1963 г.р.)
Создание новых ценностей закладывается под воздействием советской политики и власти, освоения и лидерства в космической отрасли, «холодная война», появление первых контрацептивов, безупречное оказание медицинской помощи для каждого гражданина, единая программа школьного обучения.
Выделяемые ценности: приоритет личностного роста, дух коллективизма и сплоченность команды, значимость молодого поколения.

Поколение X или Неизвестное поколение (1963-1984 г.р.)
Ценности формируются под воздействием событий, связанных с «холодной войной», эпохой перестройки, появлением наркотических средств и военными действиями в Афганистане.
Базовыми ценностями становятся: приспособление к быстрым переменам, разнообразие взглядов, полное равноправие полов, эмоциональный индивидуализм, нестандартные убеждения.

Поколение Y/ Игреки или Поколение Милениум, Сети, Next (1984 – 2000г.р.)
События, которые зародили новые ценности данного поколения: развал СССР, террористические акции, внедрение новых технологий. Их обычная среда – наличие интернета и мобильной связи и культ к брендовому стилю в одежде.

Ценностями становятся независимость и развлечения, но в тоже время происходит укрепление гражданской позиции и максимальной ответственности.

Поколение Z (с 2000 г. р.)
Ценности верхушки данного поколения находятся в стадии становления.

Выделяемые года рождения того или иного поколения всего лишь приблизительные. Возникают и отличия, в зависимости от места проживания людей.

Теория поколений в России продолжает развиваться с каждым новым годом и десятилетием.

В настоящее время HR – сообщества применяют меры для приема и мотивации сотрудников поколения Y. Компании и фирмы обсуждают специфику общения и взаимопонимания сотрудников, относящихся к поколениям X и Y.

Поколение - группа людей, которые родились в определенный период времени и испытали на себе влияние одних и тех же особенностей воспитания и событий, обладают похожими ценностями. Мы не замечаем все эти факторы, действующие неприметно, однако именно они определяют во многом наше поведение: как мы строим команды и решаем конфликты, общаемся, развиваемся, как и что покупаем, как ставим цели, что нас мотивирует.

Социологи выделяют поколение X, Y и Z. Прочитав эту статью, вы узнаете, каких людей следует относить к тому или иному из них, а также каковы особенности каждой из этих групп. Конечно, только весьма условно можно выделять поколение Х, У, Z. Однако у каждого из них есть свои характерные признаки, по которым они отличаются друг от друга. Теория поколений XYZ сегодня становится очень популярной. Предлагаем читателям познакомиться с ней. Начнем с самой старшей группы, которую выделяет теория поколений.

Поколение Х

Это люди, рожденные в период с 1965 по 1982 год. Сам термин предложил Джейн Дэверсон, британский исследователь, а также Чарльз Хамблетт, голливудский репортер. Закрепил его в своем творчестве писатель События, которые повлияли на - "Буря в пустыне", Афганская война, начало эры компьютеров, Первая чеченская война. Порой рожденных в эти годы людей относят уже к поколению Y, а иногда и к Z (хотя последних не было и в проекте). Буквой Х порой объединяется поколение Y и Z.

Особенности представителей поколения Х

Людьми Х в США называют обычно тех, кто родился в период наступившего после демографического взрыва спада рождаемости. В 1964 году Джейн Деверсон провела исследование, объектом которого стала британская молодежь. Оно выявило, что принадлежащие к этому люди не религиозны, вступают в интимные отношения до свадьбы, не уважают родителей, не любят королеву, после замужества не меняют фамилию. Журнал Womans Own отказался публиковать полученные результаты. Тогда Дэверсон поехала в Голливуд для того, чтобы вместе с Чарльзом Хамблеттом издать книгу. Он и придумал название "Поколение Х". Дуглас Коупленд, канадский писатель, оценил это эффектное название. В своей книге он закрепил его. Труд Коупленда посвящен тревогам и страхам людей, которые родились в период с 1960 по 1965 год.

Поколение Y

К этому поколению можно отнести разных людей, если опираться на разные источники. Одни утверждают, что это все, родившиеся с начала 1980-х. Другие же считают, что границу следует провести с 1983-го по конец 1990-х. А некоторые захватывают также начало 2000-х. Еще один вариант (пожалуй, наиболее убедительный) - с 1983 года по конец 1990-х.

Следует отметить, что по этой причине 2 человека, которые родились с разницей всего лишь в 1-3 года, могут быть отнесены к разным поколениям. Больше похоже на правду то, что двое даже родившихся в один день могут принадлежать разным поколениям. Это зависит от культурного контекста, среды взросления, технологических, образовательных и социальных возможностей этих людей.

Черты, свойственные поколению Y

Термин "поколение Y" предложил журнал под названием Advertising Age. На формирование мировоззрения его представителей, как считается, повлиял распад СССР, перестройка, терроризм, лихие 90-е, войны (в Чечне, Ираке и др.), международный финансовый кризис, безработица и повышение стоимости жилья, поп-культура, телевидение, видеохостинги и торрент-трекеры, развитие интернета и мобильной связи, социальных сетей, компьютерных технологий, видеоигр, мем- и флешмоб-культуры, эволюция девайсов, онлайн-общение и т. д.

Основное, чем можно охарактеризовать это поколение, - это вовлеченность его в цифровые технологии, а также философская парадигма миллениума (нового тысячелетия). К тому же для него характерен новый виток разделения на консервативные и либеральные взгляды. Пожалуй, самое важное, - стремление оттянуть переход его представителей во взрослую жизнь, что на самом деле является концепцией вечной молодости (не лишенной депрессивных интерлюдий).

Сегодня в социологии остро стоит вопрос о том, что следует считать взрослостью. Ларри Нельсон предположил, что представители поколения Y из-за негативного примера своих предшественников не торопятся взять на себя обязательства взрослой жизни. Это, с одной стороны, правдиво и логично. Однако с другой - при этом не учитывается то, что люди Y обладают уже другими мозгами. Евгения Шамис предположила, что у поколения Y нет и не может быть героев, однако есть кумиры, а впоследствии представители этого поколения станут героями для новых. Также люди, относящиеся к Y, по-особенному относятся к корпоративной культуре. Они ожидают преимуществ и результатов от работы, предпочитают гибкий график, стремятся условия работы подстроить под свою жизнь и др. Они поняли, что жизнь многообразна и прекрасна, а иерархия - это условность.

Поколение Z

До недавнего времени к поколению Y также относили и людей, которые родились до ранних 2000-х. И лишь сейчас, после ряда исследований, многие университетские журналисты и профессора, осознавая нестройность "древа поколений", начали понимать, что объединять в одну группу сегодняшних двадцати- и тридцатилетних некорректно, так как видны значительные различия между ними.

Поколение Z - люди, которые родились в начале 1990-х и в 2000-х годах. Считается, что на их социальное и философское мировоззрение повлиял мировой экономический кризис, развитие мобильных технологий, Веб 2.0. Представители его считаются детьми поколения Х, а иногда и Y.

Принципиальное свойство нового поколения

Принципиальное свойство нового поколения заключается в том, что у него в крови высокие технологии. С ними оно обращается на совсем ином уровне, чем даже представители Y. Это поколение родилось в эпоху постмодернизма и глобализации. Оно аккумулировало черты предшественников, близких по времени, а также черты, которые мы уже ощущаем, но пока еще не в состоянии точно сформулировать. Сделать это нам будет легче лет через 10-20. Однако "строительным материалом" являются отрицание иерархии, наглость, нарциссизм и эгоизм.

Возможные сценарии для поколения Z

Пока еще непросто заглянуть за горизонт, для того чтобы понять, зачем эти качества нужны эволюции человека. Вполне вероятно, что они начнут обслуживать что-то, не до конца понятое даже сегодняшними тридцатилетними. Можно делать в настоящее время только робкие предположения о том, что, переболев болезнями, это обвиняемое в нарциссизме и эгоизме поколение сделает шаги к сбалансированному стилю жизни будущего. Для него характерна работа для общественной пользы и созидательного удовольствия, создание семьи из личных чувств, а не потому, что быть одному считается неприличным в обществе, решение завести ребенка не для того, чтобы в старости избежать одиночества, а чтобы передать ему жизненные ценности. Для поколения Z возможны также негативные сценарии.

Многое может прояснить лишь время. Ведь самым старшим представителям этого поколения едва исполнилось 18 лет. Однако они уже пользуются дурной славой. Маркетинговые компании и СМИ объявили, что это поколение "экранозависимо", а концентрация внимания у них очень плохая. На их плечи также взваливают спасение мира и необходимость исправления ошибок прошлого.

Отметим, что теория поколений зачастую не обладает достаточной научной точностью, и исследования в этой области - процесс запутанный. Это касается и последних научных статей. Многие недавние исследования, тема которых - теория поколений, полны стереотипов и предубеждений. Представители поколения Z не заслуживают такого несправедливого отношения. Уже сейчас эта группа составляет около четверти населения, а уже к 2020 году около 40% потребителей будет приходиться именно на нее. Поэтому для компаний крайне важно понять это поколение.

"Восьмисекундные фильтры"

Если верить недавним исследованиям, то можно отметить, что у поколения Z продолжительность внимания сократилась до 8 секунд. Они не могут сосредоточиться ни на чем более длительное время. Однако правильнее было бы говорить, скорее, о "восьмисекундных фильтрах". Представители этого поколения выросли в мире, в котором возможности просто безграничны, а вот времени на все не хватает. Именно поэтому они адаптировались к необходимости очень быстро оценивать и просеивать огромные объемы информации. В мобильных приложениях и сети интернет они полагаются на секции и вкладки, где собран наиболее свежий и популярный контент.

Следование за кураторами

Представители этого поколения следуют за кураторами. Они доверяют им, пытаясь понять, где находится наиболее адекватная информация и лучшие развлечения. Все эти инструменты необходимы поколению Z для того, чтобы уменьшить потенциальный выбор из множества вариантов.

Однако если эта группа посчитала что-либо достойным своего внимания, ее представители могут стать преданными делу и очень сосредоточенными. Интернет в их эпоху позволил любую тему изучать глубоко и узнавать очень многое от своих единомышленников.

Радар этого поколения настроен на поиск стоящего их времени. Для того чтобы завоевать их внимание и преодолеть эти фильтры, следует обеспечить переживания, приносящие немедленную пользу и являющиеся очень увлекательными.

Социальные взаимодействия

Поколение Z медиа часто рисуют как группу жителей Сети, социально неумелых. Люди более старшего возраста не могут понять, для чего молодежь столько времени проводит в онлайне. Однако в действительности это поколение испытывает огромное давление: им необходимо уметь управлять одновременно и профессиональными, и для того, чтобы суметь вписаться в реальность и выделиться при этом.

Влияние социальных медиа

Поколение Z на личном уровне стремится быть немедленно принятым и одобренным посредством социальных медиа. Именно здесь проходят важные беседы, находятся их сверстники. С помощью социальных медиа они управляют несколькими личностями для того, чтобы суметь удовлетворить каждую из аудиторий, а также уменьшить риск конфликта.

Поколение "зет" на профессиональном уровне очень внимательно относится к негативным стереотипам, которые преследуют поколение Y. Его представители стремятся выделиться способностью выживать и усердно работать в офлайне.

Поколение Z находится между двумя силами: социальные медиа ему необходимы для того, чтобы строить личные бренды, однако оно не хочет, чтобы соцсети определяли то, кем его представители являются на самом деле. Те, кто принадлежит к поколению Z, стремятся к одобрению общества, однако не хотят быть дифференцированными в смысле профессии.

Предпринимательский дух

Поколение Z медиа окрестили также "предпринимательским поколением". При этом подчеркивается желание их представителей строить свои стартапы, а не быть погруженными в корпоративную рутину. Хотя это поколение ценит работу на себя, многие люди из группы Z стремятся избегать риска. Они прагматичны и практичны. Предпринимательский дух, якобы присущий им, - это, скорее, своеобразный механизм выживания, нежели идеалистическая погоня за богатством или статусом.

Если поколение Y нередко критиковали за то, что люди из этой группы недостаточно сосредоточенны, то представители Z хотят планировать надолго вперед. Родители, принадлежащие к Х (индивидуалисты, которые полагаются на себя), сильно повлияли на них. Они желают избежать ошибок, совершенных их предшественниками из группы Y.

Для того чтобы избавиться от присущей им тревоги, они хотят найти работу в растущих областях, не очень активно автоматизируемых: медицине, образовании, продажах и т. д. При этом они разрабатывают запасные варианты для того, чтобы применить их, в случае если рынок труда быстро изменится.

Истина посередине

Общество склонно или критиковать молодость за то, что она что-то делает иначе, или романтизировать ее. Однако в действительности зорро-поколение (Z) находится где-то посередине. Его представители сталкиваются с проблемами, возникающими на определенном жизненном этапе у всех: расставанием с родителями, началом карьеры, формированием личной идентичности. Однако им приходится делать это в стремительную технологическую эпоху.

Итак, вы познакомились вкратце с такой интересной темой, как теория поколений. В России ее адаптацию осуществила в 2003-2004 гг. команда, руководителем которой является Евгения Шамис. Сама же эта теория возникла в США. Авторами ее считаются Вильям Штраус и Нейл Хоув, В 1991 году была создана теория поколений Хоува-Штрауса.

Поколение Y или поколение Миллениума (millennials), а также поколение next, сетевое поколение, миллениалы - поколение родившихся после 1981-1983гг., встретивших новое тысячелетие в молодом возрасте и характеризующееся прежде всего глубокой вовлечённостью в цифровые технологии. В момент появления термина поколение Y противопоставлялось поколению X, которое соответствует предыдущему демографическому поколению. Часто встречается употребление термина Yllo (Young Liberty Love).

Прежде чем начать разговор об особенностях того или иного поколения, необходимо внести историко-хронологическое пояснение.

Родоначальниками теории поколений как таковой являются американцы Нейли Хоув и Уильям Штраус. В России применение этой теории имеет свою специфику, поскольку события, под влиянием которых у нас формировались поколенческие ценности, несколько разнятся с американскими.

Итак, по мнению американских ученых, с начала ХХ века можно насчитать уже пять поколений:

Родившиеся в 1900 – 1923 годах были причислены к GI – «поколению победителей». Их ценности складывались до 1933 года. В России это происходило под влиянием революционных событий 1905 и 1917 годов, коллективизации, электрификации. Трудолюбие и ответственность, а также приверженность идеологии были отличительными чертами человека этого поколения как работника.

Следом за ними с 1923 по 1943 год на свет появилось «молчаливое поколение», формировавшееся до 1953 года и отличавшееся, по наблюдению американских основателей теории, терпеливостью и законопослушанием. У нас решающее влияние на этих людей кроме Великой Отечественной войны оказали сталинские репрессии и восстановление разрушенной страны. Среди главных ценностей этого поколения – преданность, соблюдение правил и законов, уважение к должности и статусу, честь и терпение.

Поколение беби-бумеров, связанное с всплеском рождаемости, пришло в этот мир в 1943 – 1963 годах и росло вплоть до 1973 года. В СССР – его рост происходил под влиянием советской «оттепели», покорения космоса, совершенствования мировой супердержавы и наличия холодной войны. Как работники — эти люди оптимистичны, заинтересованы в личностном росте и вознаграждении, в то же время их отличает коллективизм и отработанный командный дух.

1963 – 1983 годы (воспитание, соответственно, шло до 1993-го) – появление «поколения Х», или «неизвестного поколения». Продолжение холодной войны, перестройка, СПИД, наркотики, война в Афганистане – все это, по мнению специалистов, сформировало готовность этих людей к изменениям. Их характеризуют глобальная информированность и техническая грамотность, а также индивидуализм, стремление учиться в течение всей жизни, прагматизм, надежда только на себя. Но и это сильное и многочисленное поколение чувствует, что молодежь наступает ему на пятки.

А молодежь – это как раз и есть «поколение Y», на котором мы попытаемся поподробнее остановиться. Годы рождения «игреков» – 1983 – 2003. Их жизненные ценности продолжают формироваться и сейчас.

Согласно опросу на тему «Что для вас главное в жизни?», проведенному организаторами одноименного круглого стола в социальной сети Вконтакте, большинство молодых людей ставит на первое место познание чего-то нового и самосовершенствование. На втором месте по количеству голосов находится стремление создать крепкую и любящую семью.

Данные результаты сильно отличаются от приоритетов поколения Х. И конечно, их жизненные ценности разнятся, но ведь именно в этом и заключается секрет движения вперед.

Как уже говорилось выше, сильнейшее влияние на поколение Y оказало развитие технологий сетевой коммуникации, таких как электронная почта, служба коротких сообщений, средства мгновенных онлайн сообщений и других новых медиа-ресурсов наподобие видеохостинга YouTube и социальных сетей (Livejournal, MySpace, Facebook, Twitter и т.д.).

Одна из важнейших отличительных особенностей психологии современной молодежи - это многозадачность в использовании средств коммуникации: они могут одновременно чатиться с несколькими людьми, читать текст сайта на отдаленную тему и следить за обновлениями в Твиттере и блогах. Среди них в десятки раз снижено потребление таких медиа, как телевидение и радио.

Дети российского миллениума

«Дети российского Миллениума - это, пожалуй, первое поколение, у которого нет героев, но есть кумиры. Предполагаем, что они сами станут героями и образцами для других поколений, несмотря на то, что не всегда хотят быть таковыми.» - Координатор проекта «Теория поколений в России-Rugenerations» Евгения Шамис

Прав был тот человек, который когда-то сказал, что молодежь в любые времена будет восприниматься негативно. Старшее поколение всегда будет поглядывать на молодое немного искоса, а порой даже с опаской. И на лицо не столько конфликт поколений и не разница взглядов отцов и детей, а естественная предосторожность ко всему новому и пока мало известному.

Чтобы как следует понять характер современной российской молодежи, нужно обратиться к тому времени, когда произошло ее взросление.

Современные «молодые» – это люди до 30 лет – т.е, как уже обозначалось, поколение конца 80-х и начала 90-х годов. В литературе же существует такое понятие, как «потерянная молодежь» того времени. Потерялась она в лабиринтах изменений, которые происходили в то время в нашей стране. Потерянной она стала и для государства и для старшего поколения.

Колоссальная переоценка ценностей и безвозвратная смена всех идеалов дала о себе знать.

Таким образом, детство современных «молодых» проходило не в самых простых условиях. Кого-то эти условия со временем сломали, вывели на неправильный путь, кого-то научили с цинизмом относиться ко всему и всем, а кого-то сделали сильнее и целеустремленнее. И последних абсолютное большинство. Иначе не звучали бы известия о все новых и новых выигранных российскими студентами олимпиадах, и не радовались бы мы спортивным достижениям наших молодых соотечественников.

Безусловно, проблемы существуют: это и наркотики, и алкоголизм, и подростковая развязанность. Но здесь, как и в любом правиле, есть свои исключения. И, конечно, нельзя всю молодежь подводить под одну мерку. Люди с аморальным поведением существовали и скорее всего будут существовать всегда.

Кстати, сейчас все меньше слышится критики в адрес молодежи. Старшее поколение, те люди, которым есть, с чем сравнивать, понимает, что жизнь меняется, мир не статичен, и человек, как лакмусовая бумажка, реагирует на малейшие изменения. И если где и можно услышать пресловутое: «Мы в вашем возрасте были другими», то, как правило, с добавлением: «Правда и время было другое…».

Многое из того, о чем когда-то люди могли только мечтать, для современной молодежи стало досягаемым и повседневным, более того, это стало в порядке вещей. Интернет, видеосвязь, спутниковый телефон и прочие достижения техники делают человека абсолютно мобильным и независимым. И все это наложило определенный отпечаток на характер и манеру поведения молодежи.

Вероятно, в отличии от старших поколений, это поколение не готово умереть ради всеобщей идеи, но оно с неменьшим успехом может привнести что-то новое, выйти за установленные границы и расширить горизонт своих деяний. Все это возможно, благодаря внутренней свободе и умению ориентироваться во многих аспектах современной жизни.

Предыдущие поколения сначала обзаводились семьями, потом начинали карьеру - а чаще делали это одновременно и незамедлительно. Сегодня молодые люди видят и понимают, что имея такой подход к жизни, их родители давно уже развелись и по сей день имеют нелюбимую работу. Большинство представителей поколения Y тоже хочет семью, но они хотят с первого раза сделать правильный выбор, и то же самое происходит с работой. Но, повторюсь, любое правило имеет свои исключения.

«Поколение трофеев»

Ещё одно название поколения Y - «поколение трофеев».
Этот термин отражает тенденцию проявления современного характера в состязательных видах деятельности, а также и в других сферах жизни, где нет победителя и проигравшего, так как из раза в раз «побеждает дружба», и каждый получает «благодарность за участие в соревновании».

Опрос среди работодателей подтвердил, что точно так же молодое поколение проявляет себя и в корпоративной культуре. Некоторые наниматели отмечают, что у молодёжи слишком завышенные ожидания от своего трудоустройства, они предпочитают подстраивать условия работы под свою жизнь, а не наоборот. Однако они трудоспособны, хотят отдачи от своей работы и большего участия в принятии решений, часто предпочитают использовать гибкое рабочее время.

Эксперт компании PricewaterhouseCoopers Светлана Кульганек представила интересную презентацию на тему отношения работодателей к людям поколения Y. По ее словам, работа с поколением Y - одна из важнейших задач.

Молодые люди, представляющие современный рынок труда, в ближайшие десять лет будут активно работать. Основные особенности данного поколения таковы: ребята сфокусированы на обучении больше, чем на работе, стремятся уехать в крупные мегаполисы и другие страны, имеют четкие требования к работодателям, сформированное мировоззрение. Они не хотят работать по принципу «так надо», им необходима заинтересованность в том, что они делают.

Наличие карьерных приоритетов и обязательный интерес - вот, пожалуй, главная особенность поколения Y.

Игреки, как правило, не имеют такого глубинного фундаментального образования, как Иксы, и многие из них предпочитают развиваться одновременно в нескольких областях. Они отличаются высокой обучаемостью, разносторонностью и быстрой адаптацией. Поэтому у многих к 23 годам имеется уже не один диплом об образовании, зачастую в абсолютно разных сферах, что отражается и на их поведении на рынке труда. В их среде очень востребованы краткосрочные курсы переподготовки и повышения квалификации, помогающие сэкономить время, высоко ценимое ими.

И хотя представители поколения Y – это в большей степени люди с высшим образованием, они не всегда становятся «белыми воротничками» и нередко находят себя в самых разных сферах бизнеса, будь то производство и добывающая промышленность или, скажем, государственная служба. Учитывая способности и любовь молодежи к новым технологиям, многие из них в отличие от поколения Х легко осваивают профессии, связанные с коммуникациями и IT. Также Игреки с удовольствием покоряют и совсем новые сферы, где еще нет большой конкуренции.

Молодежь о молодежи

Погружаясь в аспекты современных тенденций развития личности, мне все же стало интересно, а как сама молодежь себя характеризует? И довольна ли она поведением своих сверстников? Вот, что мне удалось узнать:

Елена, 19 лет

Современный молодой человек яркий, динамичный, самостоятельный, независимый, постоянно находящийся в движении, поиске. Современные студенты обладают желанием учиться, чтобы в будущем устроиться на достойную и интересную работу, чтобы не зависеть от родителей, бабушек и дедушек. Многие обвиняют молодежь в пассивности и бездействии. Это не так. Уже во время учебы современные студенты пытаются подработать, чтобы помочь родителям. Во всяком случае, я стараюсь и мои друзья тоже.

Кирилл, 30 лет

Современные молодые люди, особенно подростки, всегда находятся в окружении соблазнов: яркая цветная реклама манит выпить пиво; известный актер призывает закурить, обещая мгновенное решение всех проблем; игровой автомат вызывает жажду легкой наживы. Не устоявшаяся детская психика очень чувствительна к подобным вещам. Нужно постоянно себя контролировать, не поддаться соблазнам, не попасть в плохую компанию… Я, в свою очередь, не смог этого избежать, как результат – не могу бросить курить вот уже 10.

Сергей, 25 лет

Современная молодежь, по-моему, легкомысленна и хочет всего и сразу. Мне кажется, что наше поколение пока до конца не осмыслило своего предназначения и не имеет четких планов на будущее. Возможно, это связано с общей нестабильностью и с тем, что это самое будущее пока никому и не известно.

Кира, 18 лет

Каким бы не было сегодняшнее поколение, важно помнить одно: для того, чтобы сохранилась связь поколений и времен, мы должны передавать своим детям самое ценное, чему научили нас наши родители. Ведь в мире есть две вечные вещи: небо над нашими головами и молодость наших душ. И то, и другое одинаково важно для всех. И горе тому, кто видит на небе только серые тучи, а возраст своей души измеряет лишь прожитыми годами.

Анна, 29 лет

Согласна, качественный «конфликт» между поколениями существовал всегда. Можно сказать, это вполне нормально, ведь на лицо явное различие интересов, ценностных систем и т.д. Но здесь надо отметить, что самое главное в обществе - это мораль, духовные ценности и нравственность. Нынешняя молодежь не коем образом не виновата в происходящем, ведь алкоголь, наркотики, сексуальная индустрия, предметы роскоши производятся под патронажем старшего поколения (капитал-то в их руках). Также определенная часть вины лежит на правительстве, т.к. в стране напрочь отсутствует государственная, гражданская и нравственная идеология. Человек в целом, а тем более молодое поколение нуждается в идеологическом направлении и зримом очертании жизненно важных принципов.

Безусловно, молодое поколение всегда можно в чем-то упрекнуть. Ведь у них есть энергия, но пока еще мало опыта. В тоже время, примерно также можно сказать и о предыдущем поколении: ведь у них есть опыт (пусть и не всегда положительный), но уже нет энергии.

Поколение Y – это ребята, которые хотят всего и сразу. Они не готовы мириться с рутинной и неинтересной работой, не хотят отделять работу от самореализации. Они не будут делать что-то сейчас ради будущего, откладывать хорошее на потом, а сегодня терпеть лишения. Им хочется оставить свой след, не быть шестеренкой в механизме. Не кирпичи класть, а храм строить — вот что им хочется. И, чтобы жить было интересно, хочется быть частью чего-то большого, достигать чего-то, расти и развиваться, менять мир вокруг себя, а не просто зарабатывать деньги. Они готовы много работать – но при условии, что видят, ради чего это делают.